Сибирские огни, 1973, №9
своем месте. Не будем путать места. (VIII, 489). Как цинична эта имеющая печальную традицию «теория»: автор должен страдать, издатель «не пущать», а филантроп на деяться. Самоотверженно и бескомпромис сно Иванов боролся с подобным, все еще встречающимся в издательской практике «распорядком». «Такое пренебрежительное отношение к авторам,— пишет он в 20-е годы одному из редакторов,— заставляет меня покинуть Ва ше издательство и дело наше передать в местком Союза писателей»1. Для самого Вс. Иванова не существует «психологического барьера», который порой невольно возникает у редактора, открываю щего рукопись начинающего писателя. Произведения «молодого писателя из ра бочих» Василия Борохвостова он помеща ет в «Красной нови», рекомендует в альма нах «Год XVI», отправляет Горькому. При мечательна просьба Иванова к Алексею Максимовичу: «Если рассказ Вам понравится и если у Вас будет время, то не черкнете ли Вы ему (Борохвостову.— Е. Ц.) несколько слов? Парень зело бедствует— без крова и оде жи, спит у нас в редакции, а когда его вы гонят управдомы, то и на лестнице. Ваше внимание ему очень поможет»2. Вс. Иванов понимал, как важно для мо лодого писателя, чтобы кто-то верил в не го, ждал от него «чуда». Поэтому сам он никогда не боялся перехвалить автора (ес ли было, конечно, за что хвалить). Читая его отзывы и внутренние рецензии, порой обращаешь внимание на некоторую «завы- шенность» оценок, на излишнюю, быть мо жет, восторженность, но надо учитывать, что отзывы Иванова, кроме прочих целей, имели и цель педагогическую. Однако Вс. Иванов был и против «сенти ментальности, плаксивого отношения к ав тору только потому, что он — автор»3. Заметим, что проблема «редактор и не профессиональный писатель» имеет нема лую историю. Эта проблема затрагивает прежде всего критерии оценки рукописей начинающих. До революции, например, не которые либеральные журналы снисходи тельно печатали откровенно слабые произ ведения по той причине, что их создателями были «писатели из народа». Надо ли гово рить, что подобная снисходительность есть, в сущности, неуважение и к автору, и к читателю. Она не имеет ничего общего с истинным вниманием к народным талантам. Рецидивы этого явления сказались в ли тературной жизни 20—30-х годов. Сразу после революции в литературу пришли ты сячи новых авторов, повсеместно создава лись литературные студии, кружки. Их уча стникам была свойственна уверенность в там, что с помощью труда и повседневной учебы можно покорить самые высокие вер 1 ЦГАЛИ, ф. 1070, оп. 1, ед. хр. 18. 2 В с. И в а н о в . П ереписка с А. М. Горь ким. Из дневников и зап и сн ы х кн иж ек М 1969. стр. 61. 3 В с. И в а н о в . «Ды рявы е щиты» — «К ом сом ольская правда». 1937, 29 сентября. шины культуры, но, к сожалению, в разго воре с молодыми писателями часто забыва лись другие непременные условия литера турной работы — наличие таланта, творче ской индивидуальности. Еще в 30-е годы критик П. Слетов спра ведливо писал: «Сложность, трудная уло- вимость вопроса об одаренности позволила различным вульгаризаторам внести немало дополнительной путаницы в понимание это го явления. Одно время была даже попыт ка отрицать самое понятие одаренности»1. П. Слетов делал верный, единственно воз можный вывод: «Можно многого в искусст ве добиться трудом, но заменить отсутству ющее дарование труд не может и, будучи ложно направлен, становится неблагодар ным и нецелесообразным». «Теории» рапповцев о «призыве ударни ков в литературу» сказывались в редактор ской практике. Невольно снижались требо вания к произведениям начинающих. Неле по, например, было ждать от многих «лит- ударников» высокой художественности — в лучшем случае, можно было добиваться некоего «среднего уровня». Есть особый смысл в том, что именно Вс. Иванов, чье появление в литературе бы ло «наглядным аргументом революции» (А. К. Воронский), не раз выстуяал в 30-е годы против вульгаризации писательского творчества, против «поднятия на щит» по средственных опусов — лишь оттого, что они написаны непрофессионалами. Одна из его статей так и называлась — «Дырявые щиты». Любители «щитов», заме чает здесь Иванов, нередко ведут «спор о «тоне», которым надо говорить с начинаю щим автором». А ведь дело не только в то не, но и в сущности разговора. Иванов вспоминает свою литературную молодость, А. М. Горького и его главное напутствие «Серапионовым братьям», обсуждавшим произведения друг друга: «Надо говорить правду». Такая «безжалостная» критика, по мне нию Иванова, гуманистична в своем посы ле: она воспитывает у автора «необходи мость критического отношения к себе», за ставляет «думать над каждой строчкой, пе реписывать по многу раз страницу». Нетре бовательность же не только не помогает на чинающим— как ни парадоксально, она приводит к обратному результату: губит способности, .развращает молодого писате ля, наталкивая на мысль о легкости, дос тупности литературной работы. Иванов задумывается над одним из таких «печальных случаев» — над рукописью ро мана инженера Ш. В сопроводительном письме автор сам го ворил, что роман создавался поспешно: ус ловия не позволяли ему работать так, как работал «французский писатель Флобс, ко торый имел возможность в десять дней пи сать роман». «Это — не описка! — воскли цает Иванов.— Имя Флобс повторяется еще раз. Сей кандидат «на щит» перепутал все:' Флобера превратил в Флобса, десятилет- 1 П. С л е т о в . Беседы с начинающ им п и сателем . М., 1939, стр. 14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2