Сибирские огни, 1973, №9
няется с ходом времени и нужно искать все новые способы передачи движений челове ческой души. Литературный педагог раз мышлял и о законах художественной прав ды, о трудных путях к ней — иные писа тельские заблуждения, казалось ему, проис ходят из-за неправильного толкования это го понятия. Вс. Иванов боролся с нивелированием писательских стилей, язвительно высмеивал языковый пуризм... Нет сомнения, все это еще станет темой исследования. Здесь же пойдет речь о не которых общих принципах и приемах рабо ты Вс. Иванова с молодыми — о его литера турной «педагогике». Но прежде скажем о том, что подразуме вал Иванов под понятием «молодой писа тель». Само это выражение он считал не точным и советовал употреблять другое оп ределение — «начинающий». Ведь в «молодых»,— поясняет Иванов,— у нас ходят иногда и бородатые дядьки под сорок...»1 Кроме того, к «молодым» относят часто и писателей достаточно опытных, сложив шихся, определяя таким образом только их принадлежность к новому литературному поколению. Иванов же говорил об учени ках — о тех, кто нуждается в литератур ной учеба «Впрочем, дело не в терминах,— с муд рой естественностью добавлял он тут же,—- Дело в том, как поскорее, лучше научить начинающих « р а б о т а т ь , понимать искус ство, силу и красоту искусства и как на учить умению воплощать это понимание в слове». Вс. Иванов читал рукописи разных лите раторов. И, естественно, его отзывы носили разный характер. Произведения одних (на пример, Д. Кугультинова, В. Белшевицы, Л. Костенко, Б. Ахмадулиной, А. Пристав- кина, Дм. Блынского, Е. Чеповецкого и др.) он горячо приветствовал, не высказывал при этом почти никаких замечаний, советов. Другие рукописи подробнейшим образом анализировал, пытался представить путь, каким шел автор, создавая свое произведе ние. Оценки Вс. Иванова, как правило, ока зывались удивительно верными. По немно гим прочитанным страницам, вспоминает А. Приставкин, он «давал безошибочно точ ное суждение как о человеке, так и его спо собностях. Его отзывы были похожи на приговоры, в них можно было, при жела нии, увидеть и литературное будущее тех, о ком он отзывался»2. Вс. Иванов часто думал о необходимости создания стройной литературно-педагогиче ской системы — чем-то похожей на знаме нитую «систему» Станиславского. Нет, он не создал такой системы. Но, долгие годы работая с начинающими, вывел очевидные для себя закономерности становления та ланта. 1 В с. И в а н о в . П оддерживать стрем ле ние к исканиям , стр. 104. 2 Письмо А. И. П риставкина от 4 декаб р я 1972 г, I Характер отношений Вс. Иванова с начи нающими литераторами определяли свойст ва его личности. «Он любил человеческий талант...— пи сал об Иванове К. Г. Паустовский.— По этому на всякое ущемление и унижение та ланта он отзывался с таким сокрушитель ным гневом, что становилось страшно за не го самого! Он справедливо думал, что каж дый истинно талантливый человек — явля ется гордостью народа и требует к себе элементарного человеческого уважения»1. Да, бережная забота о творце была ор ганичной для Иванова. Может быть, более всего боится он проглядеть, не заметить та лант. Отклоненные рукописи, дипломные работы молодых писателей, не получившие положительной оценки, привлекают его прежде всего. И нередко бывало, что судьба этих «забракованных» произведений после вмешательства Иванова складывалась по- иному. Вс. Иванов хорошо понимал, как важны в начале литературного пути поддержка, сло ва одобрения, да и просто внимание. Само му ему не раз пришлось испытать равноду шие и чиновническую холодность редакто ров. Чтобы лучше представить «корни» ива новского отношения к автору, вспомним лишь один эпизод, который исследователи приводят как пример «патологического» не внимания редактора к начинающему писа телю2. В 1921 году Иванов пришел по совету Горького в Петроградское отделение Госу дарственного издательства, принес руко пись своих рассказов, среди которых были и знаменитые «Партизаны». «Заведующий издательством, лохматый, шалый, тут же, на моих глазах, в полчаса перелистал мои рассказы и сказал: — Не годятся. — Да вы хоть внимательней прочтите,— сказал я. — Прочел. Не годятся.— И так как лицо у меня стало достаточно злым,— вспоми- ет Иванов,— он закричал пронзительным тенором: — Я имею издательство, а не бо гадельню. Что мне ваш Горький?! Он про жектер и гуманист. А я классиков должен в народ пускать. У меня на его прожекты бумаги и желания нет!» (VIII, 488). Интересно продолжение этой истории. Че рез несколько лет, уже будучи известным писателем, Иванов напомнил издателю их первую встречу. Тот «расхохотался» и вос кликнул: — Восторженный юноша! Чего вы хоти те? Кто же без страдания издает свою пер вую книгу! Я, как издатель, был на месте, а вы, страдая, были на месте писателя. Ха- ха-ха! И фантазер Горький тоже был на 'К . Г. П а у с т о в с к и й . В севолод И ва нов.— «Н аедине с осенью ». М., 1967, стр. 147. 2 С. М. Б р е й т б у р г . И ндивидуальная м ан ер а писателя и зад ачи редакти р о ван и я соврем енной худож ественной ли тературы (постановка вопроса).— В сб. «Л екции по теории и п ракти ке редактирования», вып. 4-й, М., 1961, стр. 71.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2