Сибирские огни, 1973, №9

няется с ходом времени и нужно искать все новые способы передачи движений челове­ ческой души. Литературный педагог раз­ мышлял и о законах художественной прав­ ды, о трудных путях к ней — иные писа­ тельские заблуждения, казалось ему, проис­ ходят из-за неправильного толкования это­ го понятия. Вс. Иванов боролся с нивелированием писательских стилей, язвительно высмеивал языковый пуризм... Нет сомнения, все это еще станет темой исследования. Здесь же пойдет речь о не­ которых общих принципах и приемах рабо­ ты Вс. Иванова с молодыми — о его литера­ турной «педагогике». Но прежде скажем о том, что подразуме­ вал Иванов под понятием «молодой писа­ тель». Само это выражение он считал не­ точным и советовал употреблять другое оп­ ределение — «начинающий». Ведь в «молодых»,— поясняет Иванов,— у нас ходят иногда и бородатые дядьки под сорок...»1 Кроме того, к «молодым» относят часто и писателей достаточно опытных, сложив­ шихся, определяя таким образом только их принадлежность к новому литературному поколению. Иванов же говорил об учени­ ках — о тех, кто нуждается в литератур­ ной учеба «Впрочем, дело не в терминах,— с муд­ рой естественностью добавлял он тут же,—- Дело в том, как поскорее, лучше научить начинающих « р а б о т а т ь , понимать искус­ ство, силу и красоту искусства и как на­ учить умению воплощать это понимание в слове». Вс. Иванов читал рукописи разных лите­ раторов. И, естественно, его отзывы носили разный характер. Произведения одних (на­ пример, Д. Кугультинова, В. Белшевицы, Л. Костенко, Б. Ахмадулиной, А. Пристав- кина, Дм. Блынского, Е. Чеповецкого и др.) он горячо приветствовал, не высказывал при этом почти никаких замечаний, советов. Другие рукописи подробнейшим образом анализировал, пытался представить путь, каким шел автор, создавая свое произведе­ ние. Оценки Вс. Иванова, как правило, ока­ зывались удивительно верными. По немно­ гим прочитанным страницам, вспоминает А. Приставкин, он «давал безошибочно точ­ ное суждение как о человеке, так и его спо­ собностях. Его отзывы были похожи на приговоры, в них можно было, при жела­ нии, увидеть и литературное будущее тех, о ком он отзывался»2. Вс. Иванов часто думал о необходимости создания стройной литературно-педагогиче­ ской системы — чем-то похожей на знаме­ нитую «систему» Станиславского. Нет, он не создал такой системы. Но, долгие годы работая с начинающими, вывел очевидные для себя закономерности становления та­ ланта. 1 В с. И в а н о в . П оддерживать стрем ле­ ние к исканиям , стр. 104. 2 Письмо А. И. П риставкина от 4 декаб­ р я 1972 г, I Характер отношений Вс. Иванова с начи­ нающими литераторами определяли свойст­ ва его личности. «Он любил человеческий талант...— пи­ сал об Иванове К. Г. Паустовский.— По­ этому на всякое ущемление и унижение та­ ланта он отзывался с таким сокрушитель­ ным гневом, что становилось страшно за не­ го самого! Он справедливо думал, что каж­ дый истинно талантливый человек — явля­ ется гордостью народа и требует к себе элементарного человеческого уважения»1. Да, бережная забота о творце была ор­ ганичной для Иванова. Может быть, более всего боится он проглядеть, не заметить та­ лант. Отклоненные рукописи, дипломные работы молодых писателей, не получившие положительной оценки, привлекают его прежде всего. И нередко бывало, что судьба этих «забракованных» произведений после вмешательства Иванова складывалась по- иному. Вс. Иванов хорошо понимал, как важны в начале литературного пути поддержка, сло­ ва одобрения, да и просто внимание. Само­ му ему не раз пришлось испытать равноду­ шие и чиновническую холодность редакто­ ров. Чтобы лучше представить «корни» ива­ новского отношения к автору, вспомним лишь один эпизод, который исследователи приводят как пример «патологического» не­ внимания редактора к начинающему писа­ телю2. В 1921 году Иванов пришел по совету Горького в Петроградское отделение Госу­ дарственного издательства, принес руко­ пись своих рассказов, среди которых были и знаменитые «Партизаны». «Заведующий издательством, лохматый, шалый, тут же, на моих глазах, в полчаса перелистал мои рассказы и сказал: — Не годятся. — Да вы хоть внимательней прочтите,— сказал я. — Прочел. Не годятся.— И так как лицо у меня стало достаточно злым,— вспоми- ет Иванов,— он закричал пронзительным тенором: — Я имею издательство, а не бо­ гадельню. Что мне ваш Горький?! Он про­ жектер и гуманист. А я классиков должен в народ пускать. У меня на его прожекты бумаги и желания нет!» (VIII, 488). Интересно продолжение этой истории. Че­ рез несколько лет, уже будучи известным писателем, Иванов напомнил издателю их первую встречу. Тот «расхохотался» и вос­ кликнул: — Восторженный юноша! Чего вы хоти­ те? Кто же без страдания издает свою пер­ вую книгу! Я, как издатель, был на месте, а вы, страдая, были на месте писателя. Ха- ха-ха! И фантазер Горький тоже был на 'К . Г. П а у с т о в с к и й . В севолод И ва­ нов.— «Н аедине с осенью ». М., 1967, стр. 147. 2 С. М. Б р е й т б у р г . И ндивидуальная м ан ер а писателя и зад ачи редакти р о ван и я соврем енной худож ественной ли тературы (постановка вопроса).— В сб. «Л екции по теории и п ракти ке редактирования», вып. 4-й, М., 1961, стр. 71.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2