Сибирские огни, 1973, №9
К р и ти ка и библио граф Е. Цейтлин ИСКАНИЯ И НАХОДКИ ВСЕВОЛОДА ИВАНОВА Одна из наиболее горьких трагедий в ли тературе— трагедия нераскрывшегося да рования. Лучше других это знают и чувст вуют сами художники слова. Не случайно тревожная и заботливая дума «о смене своей», о тех, кто только входит в искусст во, всегда была присуща большим русским писателям. Вспомним Л. Толстого и Не красова, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Ко роленко, Горького — их проникновенные письма к молодым, многочисленные рукопи си начинающих с пометками и правкой. Как не заметить здесь глубокую внутреннюю потребность! Об этом очень точно сказал Вс. Иванов, размышляя о Горьком-редакто- ре: «Он обладал чудесным педагогическим даром, и на примере его жизни мы видим, что без этого дара не может существовать подлинный писатель»1. Таким даром в полной мере обладал и сам Вс. Иванов. Кажется, он не мог не стать редактором, наставником начинающих авторов. Ведь «на отношение к литературе он перенес лучшую черту своего нравствен ного характера — д о б р о ж е л а т е л ь н о с т ь , способность видеть, подмечать, угадывать мощные побеги жизни, обещаю щие будущий расцвет»2* * * * 7. Говоря о Всеволоде Вячеславовиче, как о воспитателе литературной молодежи, сов ременники не раз вспоминали именно «шко лу Горького», из которой вышел когда-то и автор «Бронепоезда», и многие другие пи сатели его поколения. Тот же мемуарист — В. Асмус — замечает: «Он следил *за появ лением в советской литературе новых даро- ' В с. И г а н о в . В стречи с М аксимом Горьким. Собр. соч. в 8 т. М., 1958 —1960, ф. VIII. стр. 494. Д алее ссы л ки на это и зд а ние даю тся в тексте: р и м ск ая ц и ф р а — том, ар аб ск ая — стран и цы . а В. А с м у с . Ч еловек.— В сб.: «Всеволод Иванов — п и сатель и человек. В оспом ина ния соврем енников». М.. 1970, стр. 275 ваний — с интересом, равным такому же ин тересу Горького». Работа Вс. Иванова с начинающими — это долгая и трудная страда, продолжав шаяся почти полвека. Удивительно многооб разным был диапазон этой деятельности: он обращался к произведениям молодых авторов как сотрудник и член редколлегий многих журналов, как издательский рецен зент, как профессор и председатель экзаме национной комиссии Литературного инсти тута им. А. М. Горького и как председатель приемной комиссии Союза писателей РСФСР. И просто как «один из зачинателей советской литературы», «живой классик», к которому молодые шли за помощью, сове том, напутствием. В одной из статей писатель заметил, что читает до ста рукописей в год, и притом ча сто очень толстых1. На большинство полу ченных им произведений он давал свои за ключения, рецензии. Эти ивановские отзывы хранятся сейчас в архивах и в основном еще не известны читателю2. С восхищением вспоминают об Иванове-редакторе многие его современники, но их воспоминания так же пока не обобщены, порою вообще не за писаны. Между тем изучение опыта Вс. Иванова как литературного воспитателя может быть необычайно плодотворным. Искренне, заин тересованно он говорил с начинающими о волновавших его проблемах — о мастерстве психологизма, о том, что это мастерство ме 1 В с . И в а н о в . П оддерж и вать стр ем л е ние к и с к ан и я м .— «В опросы л и тер ату ры » . 1962, № 9, стр. 105. 2 В первы е н еко то ры е и з в н у тр ен н и х р е ц ен зи й Вс. И ван ова бы ли п ри веден ы в обзо ре Л. А. П удаловой «Всеволод И ванов о м о лоды х» («А нгара», 1965, № 3, стр. 122 —124). Ч асть р ец ен зи й оп у б л и к о ван а нам и в «Л и тер ату р н о й газете» 9 ф ев р ал я 1972 г. и 7 ф ев р ал я 1973 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2