Сибирские огни, 1973, №9

К р и ти ка и библио граф Е. Цейтлин ИСКАНИЯ И НАХОДКИ ВСЕВОЛОДА ИВАНОВА Одна из наиболее горьких трагедий в ли­ тературе— трагедия нераскрывшегося да­ рования. Лучше других это знают и чувст­ вуют сами художники слова. Не случайно тревожная и заботливая дума «о смене своей», о тех, кто только входит в искусст­ во, всегда была присуща большим русским писателям. Вспомним Л. Толстого и Не­ красова, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Ко­ роленко, Горького — их проникновенные письма к молодым, многочисленные рукопи­ си начинающих с пометками и правкой. Как не заметить здесь глубокую внутреннюю потребность! Об этом очень точно сказал Вс. Иванов, размышляя о Горьком-редакто- ре: «Он обладал чудесным педагогическим даром, и на примере его жизни мы видим, что без этого дара не может существовать подлинный писатель»1. Таким даром в полной мере обладал и сам Вс. Иванов. Кажется, он не мог не стать редактором, наставником начинающих авторов. Ведь «на отношение к литературе он перенес лучшую черту своего нравствен­ ного характера — д о б р о ж е л а т е л ь ­ н о с т ь , способность видеть, подмечать, угадывать мощные побеги жизни, обещаю­ щие будущий расцвет»2* * * * 7. Говоря о Всеволоде Вячеславовиче, как о воспитателе литературной молодежи, сов­ ременники не раз вспоминали именно «шко­ лу Горького», из которой вышел когда-то и автор «Бронепоезда», и многие другие пи­ сатели его поколения. Тот же мемуарист — В. Асмус — замечает: «Он следил *за появ­ лением в советской литературе новых даро- ' В с. И г а н о в . В стречи с М аксимом Горьким. Собр. соч. в 8 т. М., 1958 —1960, ф. VIII. стр. 494. Д алее ссы л ки на это и зд а ­ ние даю тся в тексте: р и м ск ая ц и ф р а — том, ар аб ск ая — стран и цы . а В. А с м у с . Ч еловек.— В сб.: «Всеволод Иванов — п и сатель и человек. В оспом ина­ ния соврем енников». М.. 1970, стр. 275 ваний — с интересом, равным такому же ин­ тересу Горького». Работа Вс. Иванова с начинающими — это долгая и трудная страда, продолжав­ шаяся почти полвека. Удивительно многооб­ разным был диапазон этой деятельности: он обращался к произведениям молодых авторов как сотрудник и член редколлегий многих журналов, как издательский рецен­ зент, как профессор и председатель экзаме­ национной комиссии Литературного инсти­ тута им. А. М. Горького и как председатель приемной комиссии Союза писателей РСФСР. И просто как «один из зачинателей советской литературы», «живой классик», к которому молодые шли за помощью, сове­ том, напутствием. В одной из статей писатель заметил, что читает до ста рукописей в год, и притом ча­ сто очень толстых1. На большинство полу­ ченных им произведений он давал свои за­ ключения, рецензии. Эти ивановские отзывы хранятся сейчас в архивах и в основном еще не известны читателю2. С восхищением вспоминают об Иванове-редакторе многие его современники, но их воспоминания так­ же пока не обобщены, порою вообще не за­ писаны. Между тем изучение опыта Вс. Иванова как литературного воспитателя может быть необычайно плодотворным. Искренне, заин­ тересованно он говорил с начинающими о волновавших его проблемах — о мастерстве психологизма, о том, что это мастерство ме­ 1 В с . И в а н о в . П оддерж и вать стр ем л е­ ние к и с к ан и я м .— «В опросы л и тер ату ры » . 1962, № 9, стр. 105. 2 В первы е н еко то ры е и з в н у тр ен н и х р е­ ц ен зи й Вс. И ван ова бы ли п ри веден ы в обзо­ ре Л. А. П удаловой «Всеволод И ванов о м о­ лоды х» («А нгара», 1965, № 3, стр. 122 —124). Ч асть р ец ен зи й оп у б л и к о ван а нам и в «Л и­ тер ату р н о й газете» 9 ф ев р ал я 1972 г. и 7 ф ев р ал я 1973 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2