Сибирские огни, 1973, №9
паренек подсовывает вибратор под разину тый зев — помогает вывалить весь бетон до крошки, и бадья опять айда на низ за новой порцией бетона. Неугомонная, целенаправленная челове ческая деятельность. Трудовой подвиг. Без крика, без позы. В неплохой, в общем-то, книге иркутского журналиста Валерия Ла- дейщикова «Звездный час Усть-Илима» я все же прочел: «До чего же коварная и двуличная река!.. Мы схватили Ангару за горло!..» Эка! Словно какие-то душегубы... А вокруг «покоряемая» природа, которая нам вовсе не враг, а друг, и преобразова ние ее должно идти в полном согласии с ней; у нее мы должны брать мудрые со веты, а не хватать за глотку, да еще кич ливо видеть в том особую доблесть, пре возносимую до небес... Умерить бы неуместные словесные во сторги!... Но как бы подтверждая, что мы и в са мом деле кого-то или что-то «хватаем за горло», клокочет зелено-прозрачная Анга ра, вырываясь из «окон» перемычки. Поза ди нее, на левом берегу, винтом взвиваются к небу синие дымки — значит, опять пу щен пал, выжигают тайгу до пенька на ме сте будущего Усть-Илимского водохранили ща-моря. Недалеко по течению, у Тонкого мыса, виден полупостроенный железнодорожный мост о девяти устоях, еще ниже виднеется старожилая сибирская деревня Невой. Причудливо сочетается здесь старь и новь. И ничего, уживаются... На левом берегу, у самой перемычки, по- прежнему говоря, по-сибиряцки, натутур- шился все тот же символ Усть-Илимска — Толстый мыс, похожий на застывшую вул каническую сопку. К нему, по самую ма кушку, примкнул высоченный бетоновоз с его металлическими переплетениями. На бетоновозе и на самом Толстом мысу кра суются этакими серебряными дивами двух консольные краны-бетоноукладчики, широко распластавшие по воздуху свои руки и плечи. Эти уникальные краны я еще видел на строительстве Братской ГЭС; их разо брали и перебросили сюда водой, сплавом, как только была закончена Братская пло тина. Сразу и не разберешься во всем разворо те работ... Здесь человеческий труд, вызван ный к жизни волей и разумом нашей пар- тии, поистине взбудоражил извечный покой этих мест, воду и землю. В Усть-Илимске меня поразило обилие детворы, особенно дошкольного возраста. Лучше всего здесь чувствуют себя дети. Это правда. Ребятня оглашает криком улицы, пло щадки перед новыми домами. Современные дети! Слышал, как малыш лет шести, играя во дворе детсада, кричал, надсажаясь: — А теперь мы сядем в санитарный с а м о л е т — и полетим в родную Москву! Он уже знает, какие бывают самолеты. Это в шесть-то лет!.. Или вот другое... Шла по асфальтирован ной дорожке вниз к жилым новостройкам стайка школьниц в белых фартучках и важ но щебетала. Одна — русская — говорит подружке, по облику явной эвенке с раскосыми черными , глазенками, с очерком острых скул, может быть, коренной уроженке этих мест: — Ты сперва приготовь английский, а потом уж разучивай своего Шопена... И такое услышать в тайге, которую раньше считали непроходимой глушью, медвежьим углом! Здесь, в Усть-Илимске, наглядно, воочию убеждаешься, как сильно изменился облик рабочего человека. Парни одеты доброт но— в отличных костюмах, в нейлоновых куртках с иголочки. Некоторые, посмот ришь,— с бородками, как сейчас принято по столичным стандартам. Прежнего мужика- рабочего, русского бородача, не встретишь. Теперь бородки другие, щеголеватые. А девушки либо носят брючки, либо юбки мини; а по вечерам, идя на бал или на концерты, метут улицы юбками макси — не хотят отстать от моды. О запоздалости вкусов и нарядов и речи не может быть... Но это решительно не должно вводить в заблуждение: те же парни и девахи на всех стройках Усть-Илимска (а строят здесь не только плотину, но и новую дорогу, и жилые кварталы, и заводы, и нащупыва ют в тайге «точку» для студии телевиде ния) так «вкалывают», что за ними трудно угнаться и более опытным, пожилым ра бочим. Я повидал их и в труде, и на ули цах, и дома — в общежитиях, в квартирах. У подошвы Толстого мыса я видел еше один щит: «Дорожи званием рабочего, мо лодой товарищ!». И они дорожат. Но не «монашествуют». Бывает и водочка. Приглашали меня мо лодые строители и в свои холостяцкие об щежития. Выставляли сорокаградусную и к ней «кильце ковбаски» (украинцев тоже здесь хватает), тарелку квашеной капусты. От выписки можно и устраниться, а от хо роших разговоров да от чтения и от слуша ния стихов — уклоняться не след. Молодежь не может без песен, без обра зов, без «сладких звуков», без стихов. На родились и в Усть-Илимске свои молодые поэты и — что особенно отрадно — удач ливые поэтессы, причем не покидающие своих рабочих мест,— тоже знамение на шего времени, нашего общественного ро ста. Мне запомнились имена наиболее ода ренных из них (далеко не все!): Василий Глушков, Татьяна Рассказова, Ольга Ка- реевская... Газета «Усть-Илимская правда» не ску пится отводить целые полосы новым авто рам, пробующим (еше только пробующим!) свои поэтические голоса. И за это ей спа сибо! Под редакционной крышей нашел гостеприимное пристанище и молодежный поэтический клуб «Поиск». Там спорят, об суждают свои новые стихи и, как говорит ся, упорно карабкаются «по лесенкам вос хождения к поэзии». И, как водится, кое- кто и не удерживается и кубарем скаты вается вниз. Разные лирические погудки складывают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2