Сибирские огни, 1973, №9

веку, командующему на второй (если пер­ вая бригадирская) производственной сту­ пеньке людьми,— уважение к ним. «К рабочим относится высокомерно» — вот слова одной характеристики. Следует ли удивляться, что после них перечислены факты плохой работы горного мастера? Все логично. Закономерен и характерный для красногорского стиля воспитания вы­ вод: «Должности горного мастера не соот­ ветствует. Но если захочет работать как следует и выбросит из головы карьеристские цели, то сможет работать и со временем неплохо». Вчитываюсь в характеристики, познавая силу коллективного воспитания на Красно­ горском разрезе, которую питают и принци­ пиальность, и доброжелательность одно­ временно: «С людьми сходится тяжело, но стремле­ ние познать горные работ!,I есть». Вдумчиво написано, с заботой о том, у кого не все ладно в жизни.. А какая точность, какая завидная мет­ кость: «Стаж невелик, гонор куда больше»... Степан Федотович Погорелов набрал 52 балла из 60. Совсем неплохо! Но получил замечание о необходимости повышать тех­ нический уровень. Придется браться за уче­ бу горному мастеру, записавшему себя в этом отношении в старики. Тем более, что переаттестация показала: его товарищи за­ кончили по два и даже по три технических факультета. А вот общественной активности Погоре- лова могут позавидовать. Почти с того времени, как стал Погоре­ лов горным мастером, избирают его парт­ оргом участка. Сейчас у него 28 коммуни­ стов. Растерялся па первых порах парторг: всю жизнь проработал на одном участке, а тут сразу два объединились. Начал с рас­ пределения партийных поручений и прежде всего с шефства над школой. Сам увлекся дружбой с ребятами и других рабочих ув­ лек: один машинист организовал в школе волейбольную секцию, другой берется за фотокружок. Привел как-то Погорелов ре­ бятишек па экскурсию. — Покажи,— попросил машиниста,— как шагает экскаватор. Поднялась махина «шагаря» над землей и шагнула, снова поднялась и снова шагну­ ла. Ребятишки аж рты раскрыли, а препо­ давательница спросила: — Вам не страшно? Близко к сердцу принимает коммунист Погорелов партийные заботы, считая, что они-то как раз и имеют самое непосредст­ венное отношение к работе горного мастера- воспитателя. Идет партийное собрание ком­ мунистов разреза. Тема: «Поднять роль гор­ ного мастера». Говорят о соревновании, о месте в нем инженерно-технических кадров. — Соревнование — великая сила,— гово­ рит он,— н он оно воспитывает индивиду­ альным подходом к людям, умением вни­ кать в обстановку, в экономические и мо­ ральные резервы. Верен избранному пути — прислушивать­ ся и присматриваться к людям — горный мастер Погорелов. И он прав. Этого же хогят его молодые коллеги,' возможно, более эрудированные технически, но пока еще беспомощные, как воспитатели. Вот что пишет, размышляя о своих неудачах, один из них: «Самая сложная машина— эго человек. Проще управлять самой трудной машиной, чем самой простой человеческой натурой. Каждый должен понимать, что рядом с ним живой человек со всей его многогранно­ стью... Нам всем необходимо самообразова­ ние по педагогике и психологии». На Красногорском разрезе считают (и не без основания): тот руководитель хорош, кто прошел до своей должности все трудо­ вые ступеньки. При этом не менее важно, кто руководил им самим. Когда для молодого горного техника Вла­ димира Безручко, как и для Степана Пого- релова, не нашлось на разрезе места со­ гласно диплому, он явился вторично: — Вам нижники нужны? — Да. Но вы же техник.... Направили его нижником, как говорили в ту пору, в бригаду уже знакомого читате­ лю Сергея Васильевича Котявина: внизу, под машиной, да около машины, с маслом, с мазутом приходилось иметь дело,— да т а ­ скать кабель. Но нижник у Котявина— это не так уж плохо. Никогда не кричал, не повышал го­ лоса бригадир, скажет раз, другой, не х»- чешь понимать — лучше сразу уходи: и к себе, и к окружающим требователен. Глядя на него, понял нижник-техник, что значит энергичный в работе, именно в рабо­ те, а не вообще, энергичный человек: соб­ ранность, воля, требовательность. Через че­ тыре месяца сидел техник за рычагами эк­ скаватора. Месяцев восемь работал маши­ нистом. Потом направили горным мастером на участок, которым руководил Борис Ни­ колаевич Лоханов. — Это для меня идеал руководителя,— говорит Безручко,— имел подход к людям, умел1говорить. Обыкновенный наряд дает, а слушать— одно удовольствие. Его не про­ сто уважали — любили рабочие. Это, действительно, была школа, школа инженера Лоханова, в основе педагогику которого было равное ко всем людям ува­ жение. И это обучение искусству руководст­ ва впитывал, как мог, горный мастер Без­ ручко. Руководил мастером и совершенно проти­ воположный человек. С рабочими был груб, мог даже не поздороваться Сняли его ра­ бочие. Выразили недоверие. Это было уже второе на глазах Безручко свержение пло­ хого руководителя — жизненный урок. Когда Владимир Федорович Безручко стал начальником участка, горные работы оказа­ лись запущенными, не было ни одного по­ рядочного забоя, ремонтировали машины кустарно. Инженеры и техники сутками не выходили из забоя: нужен был уголь. Нервно, трудно работали Срывался Безруч­ ко на нарядах, а потом сам жалел об этом. Тяжело оказалось быть хоть немножко по­ хожим на идеального руководителя Подошел однажды к нему машинист Александр Тихонович Дымов: — Не так надо бы...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2