Сибирские огни, 1973, №9
веку, командующему на второй (если пер вая бригадирская) производственной сту пеньке людьми,— уважение к ним. «К рабочим относится высокомерно» — вот слова одной характеристики. Следует ли удивляться, что после них перечислены факты плохой работы горного мастера? Все логично. Закономерен и характерный для красногорского стиля воспитания вы вод: «Должности горного мастера не соот ветствует. Но если захочет работать как следует и выбросит из головы карьеристские цели, то сможет работать и со временем неплохо». Вчитываюсь в характеристики, познавая силу коллективного воспитания на Красно горском разрезе, которую питают и принци пиальность, и доброжелательность одно временно: «С людьми сходится тяжело, но стремле ние познать горные работ!,I есть». Вдумчиво написано, с заботой о том, у кого не все ладно в жизни.. А какая точность, какая завидная мет кость: «Стаж невелик, гонор куда больше»... Степан Федотович Погорелов набрал 52 балла из 60. Совсем неплохо! Но получил замечание о необходимости повышать тех нический уровень. Придется браться за уче бу горному мастеру, записавшему себя в этом отношении в старики. Тем более, что переаттестация показала: его товарищи за кончили по два и даже по три технических факультета. А вот общественной активности Погоре- лова могут позавидовать. Почти с того времени, как стал Погоре лов горным мастером, избирают его парт оргом участка. Сейчас у него 28 коммуни стов. Растерялся па первых порах парторг: всю жизнь проработал на одном участке, а тут сразу два объединились. Начал с рас пределения партийных поручений и прежде всего с шефства над школой. Сам увлекся дружбой с ребятами и других рабочих ув лек: один машинист организовал в школе волейбольную секцию, другой берется за фотокружок. Привел как-то Погорелов ре бятишек па экскурсию. — Покажи,— попросил машиниста,— как шагает экскаватор. Поднялась махина «шагаря» над землей и шагнула, снова поднялась и снова шагну ла. Ребятишки аж рты раскрыли, а препо давательница спросила: — Вам не страшно? Близко к сердцу принимает коммунист Погорелов партийные заботы, считая, что они-то как раз и имеют самое непосредст венное отношение к работе горного мастера- воспитателя. Идет партийное собрание ком мунистов разреза. Тема: «Поднять роль гор ного мастера». Говорят о соревновании, о месте в нем инженерно-технических кадров. — Соревнование — великая сила,— гово рит он,— н он оно воспитывает индивиду альным подходом к людям, умением вни кать в обстановку, в экономические и мо ральные резервы. Верен избранному пути — прислушивать ся и присматриваться к людям — горный мастер Погорелов. И он прав. Этого же хогят его молодые коллеги,' возможно, более эрудированные технически, но пока еще беспомощные, как воспитатели. Вот что пишет, размышляя о своих неудачах, один из них: «Самая сложная машина— эго человек. Проще управлять самой трудной машиной, чем самой простой человеческой натурой. Каждый должен понимать, что рядом с ним живой человек со всей его многогранно стью... Нам всем необходимо самообразова ние по педагогике и психологии». На Красногорском разрезе считают (и не без основания): тот руководитель хорош, кто прошел до своей должности все трудо вые ступеньки. При этом не менее важно, кто руководил им самим. Когда для молодого горного техника Вла димира Безручко, как и для Степана Пого- релова, не нашлось на разрезе места со гласно диплому, он явился вторично: — Вам нижники нужны? — Да. Но вы же техник.... Направили его нижником, как говорили в ту пору, в бригаду уже знакомого читате лю Сергея Васильевича Котявина: внизу, под машиной, да около машины, с маслом, с мазутом приходилось иметь дело,— да т а скать кабель. Но нижник у Котявина— это не так уж плохо. Никогда не кричал, не повышал го лоса бригадир, скажет раз, другой, не х»- чешь понимать — лучше сразу уходи: и к себе, и к окружающим требователен. Глядя на него, понял нижник-техник, что значит энергичный в работе, именно в рабо те, а не вообще, энергичный человек: соб ранность, воля, требовательность. Через че тыре месяца сидел техник за рычагами эк скаватора. Месяцев восемь работал маши нистом. Потом направили горным мастером на участок, которым руководил Борис Ни колаевич Лоханов. — Это для меня идеал руководителя,— говорит Безручко,— имел подход к людям, умел1говорить. Обыкновенный наряд дает, а слушать— одно удовольствие. Его не про сто уважали — любили рабочие. Это, действительно, была школа, школа инженера Лоханова, в основе педагогику которого было равное ко всем людям ува жение. И это обучение искусству руководст ва впитывал, как мог, горный мастер Без ручко. Руководил мастером и совершенно проти воположный человек. С рабочими был груб, мог даже не поздороваться Сняли его ра бочие. Выразили недоверие. Это было уже второе на глазах Безручко свержение пло хого руководителя — жизненный урок. Когда Владимир Федорович Безручко стал начальником участка, горные работы оказа лись запущенными, не было ни одного по рядочного забоя, ремонтировали машины кустарно. Инженеры и техники сутками не выходили из забоя: нужен был уголь. Нервно, трудно работали Срывался Безруч ко на нарядах, а потом сам жалел об этом. Тяжело оказалось быть хоть немножко по хожим на идеального руководителя Подошел однажды к нему машинист Александр Тихонович Дымов: — Не так надо бы...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2