Сибирские огни, 1973, №9
Эдуард Батурин пришел на Красногор ский разрез с неполным средним образова нием. Работал молотобойцем. Одновременно учился на курсах машинистов. Машинистом экскаватора стал в двадцать лет. Потом окончил школу рабочей молодежи, после нее — техникум. И вот он управляет крупной и сильной машиной, которую впервые испытывал именно он в Кузбассе,—ЭШ-15/90. Сегодня на разрезе нет экскаватора такого типа, ко торый бы он не изучил, на котором бы он не работал. Когда его спрашивают, какая машина особенно нравится ему, он резонно отвечает: «По-своему каждая машина хо роша». В тридцать с небольшим рабочий Бату рин стал универсалом в своем деле, он — член обкома КПСС, авторитетный на Крас ногорском разрезе человек, к мнению кото рого прислушиваются. Оговоримся сразу, что в этом пути рабо чего нет ничего исключительного. В одной бригаде с Батуриным работают машинисты Лобанов, Широков, Окулов, Пауль. Они тоже имеют среднетехническое образование. Из восьми помощников машиниста трое окончили техникум, остальные имеют школь ное среднее образование. «Сороковой» (таков порядковый номер изготовления шагающего экскаватора на заводе и так его называют на разрезе) — красивая могучая машина высотой с трех этажный дом. Издали она похожа на боль шой корабль, которому поистине предстоит большое плавание. Ночью на нем вспыхива ют сильные прожекторы (кстати, установ ленные по предложению Батурина, с учетом местных условий), и тьма раздвигается да леко вокруг, приближая пугливые в ночи пихты ближних гор. На Красногорском разрезе — скальный грунт, как правило, третьей-шестой катего рии. Здесь далеко не лучшие условия вскрыши. А вскрышные работы на разрезах Кузбасса — наипервейшая задача. И комби нат в целом, и его отдельные разрезы часто оказывались в большом долгу именно по этому виду работ. И вот пришла новая тех ника, которая помогает ускорить путь к угольным пластам, воспитались люди, кото рые стараются сделать все возможное, что бы изменить сложившееся положение. Интересно понаблюдать, как Эдуард Ба турин приступает к работе. Спокойно вклю чает рычаги, давая жизнь только что мерт вой холодной громадине. Как ни хороша машина, а без человека она —что? В свет лой кабине на стене бинокль для обзора. И машинист взволнован, как капитан перед дальним рейсом. Запуск. Зарокотал глав ный двигатель. Дрогнула, повернулась машина. Ковш мягко опустился над пропастью под нами, зацепил часть взорванной скалы и понес. — Вот сроем эту горку — и полгода бери уголь. По всему чувствовалось: Батурину очень хотелось, чтобы посторонние люди, заинте ресовавшиеся его машиной, полюбили ее. Пока мы сидели в кабине, счетчик в про стенке рядом с биноклем щелкал и щелкал. 12942, 12943, 12944... Кубы росли. Стоило вернуться на место пустому ковшу, счетчик принципиально молчал. Электросчетчик в кабине экскаватора — большое дело. Это не только самоконтроль п арбитр в столкновениях с маркшейде- ром, это воспитатель дисциплины. И пока конструкторы работают над ним (в перспек тиве это сложное и необходимое устройст во), Эдуард Батурин с наладчиком Петром Зоновым смонтировали и установили счет чик. Батурин многое придумал во время мон тажа, сообразуясь с жизнью, прикидывая, как машине и людям лучше. Причем в поис ках многочисленных приспособлений, улуч шений, «доводок» Эдуард никогда не пола гается только на себя. Посоветоваться с то варищем, решить дело коллективно — его черта. Не потому ли, когда его назначили бригадиром, так резко выросла производи тельность агрегата? В кабине вдруг возник неизвестно отку да голос: — Пора обедать! Это рация. Помощники машиниста при глашали на обед в специально оборудован ную для отдыха вторую кабину. Мы про шли через экскаватор, как через завод, над нами и вокруг нас громоздились сложней шие механизмы, мы шли по мосточкам-пе реходам, поднимались по лестницам, пока не оказались в светлой каюте с домашним холодильником, с диваном и электроплитка ми. Все это предусмотрено в машине: с го ры в столовую не сбегаешь. И все это еще одна черта перемен в рабочем труде на угольном разрезе. После того, как Эдуарду Батурину было присвоено звание Героя Социалистического Труда, к нему, естественно, обострился ин терес журналистов. Я встретила его с груп пой работников телевидения, которые «из учали» героя будущего фильма. Эдуард страдал ог повышенного к нему интереса, держался смущенно и неуверенно. И невдо мек было создателям фильма, что интере сен этот человек, прежде всего, в привычной для него, рабочей обстановке — на своей красивой и могучей машине. Так же вот, на машине, познакомилась я и с другим замечательным тружеником Красногорки — Михаилом Ивановичем Зай цевым. ...Остановился как-то. в первые дни рабо ты разреза, на пороге старой конторы мо лодой человек: — Я — токарь. — Токарей не нужно,— сказали в отделе кадров. В это время вошел главный инженер. — Пока нет станка, можем принять на разные работы.... За первым токарным станком, единствен ным в хозяйстве мехцеха, Михаил Зайцев стоял чуть ли не круглосуточно. Да и какой это был мехцех — сарай. Его и цехом-то нс называли — мастерской. Первый токарь Красногорки Михаил Зай цев не только за троих работал у станка, но и учился одновременно. И стал со вре менем первоклассным машинистом экскава тора. Монтировал один из первых шагаю щих. После маленького токарного станка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2