Сибирские огни, 1973, №9
щавшим битву не на жизнь, а на смерть: хоть с тигром, хоть с барсом. — Аллаверды к тебе, Миха! —приподнял Вахтанг алый напер сток. А когда друг проглотил дарованный ему огненный комочек, то пояснил: — К несчастью, моя лаборатория подчиняется тебе, и я не могу перепрыгнуть через твою ужасно умную голову. Но, как твой комиссар, я тебе советую: будь ты хоть немножко не такой осто рожный! — Смотри, Фурманов советовал Чапаеву как раз обратное. -— О, если бы ты был чуть-чуть Чапаев! Обороняясь, Гайдашев вовсе не намеревался уклониться от пред стоящей баталии. Но он оттягивал время и спорил с другом, как спо рят с самим собой — без расчета убедить себя. Теперь же стало ясно, что столкновения с учителем не миновать. 2. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК У старика свои обо всем представления. И за годы, пока учился у него, а затем и трудился совместно, Гайдашев так успел впитать квинтэссенцию кулагинских постулатов, что стали они как бы частью и его существа. Суть их открывалась ему не сразу. Но постепенно они выстрои лись в некую теорию «неприкасаемости» ученого, его «непричастно сти» к велениям времени. с В отличие от предыдущих этапов своего сложного пути, в послед ние годы учитель все настойчивее отстранялся от повседневных сует, с каким-то яростным наслаждением погружаясь в глубины чистого познания. Здесь он сам себе хозяин. Сюда глуше доносятся отвлека ющие призывы © приближении исследований к суетным потребно стям дня. Здесь мир для науки — лаборатория, а не мастерская. А ученый в ней наблюдатель и экспериментатор- И открывает он то, что не было для него доступным. Поэтому истинный ученый не при надлежит какому бы то ни было времени — в том числе и своему! ©н — инструмент п о з н а н и я , а не в о п л о щ е н и я . И пришел Кулагин к убеждению, что наук прикладных нет как таковых. Техника — не наука, потому что она — область реализации, а не исследования. Все, что используется для воссоздания, навсегда убыло из сферы аналитической в сферу имманентную, внутренне при сущую тому объекту, для коего отныне предназначено. И степени «технических наук», присуждаемые с магазинной щедростью, — все го лишь льстивый самообман ремесленников, метящих занимать ме ста в «академических» стенах. Теория выстроилась стройная. Но вопрос о приложении науки все же остался самым шатким и самым изменчивым звеном в этой жесткой цепи. Нестойкие выводы, противоречащие собственному опы ту. А давняя «печная» закалка въелась в плоть и кровь старика. Са ми техники молятся на Кулагина: столькими подарками обогатил он промышленность. Прежде Кулагину удавалось выравнивать усилия, направляя их на оба фланга. Но неумолимый прогресс техники предъявлял все но вые требования. И чтобы сэкономить силы, не распылять их, Кулагин заставил себя ограничиться одной из этих сфер. Тогда-то и возникла тайно взращенная идея о выделении дочер него института и о передаче его из-под академического крыла под эгиду министерства. И чтобы отныне всей практической стороной за нимался ученик, а учителю осталась бы область чистого исследования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2