Сибирские огни, 1973, №8
— Ты холодная, как змея! Старуха сильней захватила Марью руками, строго сказала: — Потерпи, радость моя, государыня! Чисты руки завсегда холод ны, а похотливые — горячи и цепки. Старуха приложилась ухом к Марьиному животу, затаилась, послу шала что-то — одной ей ведомое,— общупала Марью, снова приложи лась, послушала, твердо сказала: — Скоро, государыня. Уж плод в тебе повернулся к выходу. — Когда?.. — Как бог даст! — Распознать можешь — кого рожу? — Ежли первые три луны тяжко брюхатила — малец будет, а легко — девка. Да ежели еду всякую лакомно ела — тоже на мальца пошло. — Ступай. Старуха ушла. Алена плотно притворила за ней дверь, зажгла свечи. В спальне стало светло, уютно. Теплыми, многоцветными переливами засветились на стенах бухарские ковры, вспыхнул алым огнем шелк на Марьиной постели, зарделись золотые пиалы на трапезном столе. Рядом с Марьиной постелью, на деревянных вешальницах, висели ее царские одежды — тяжелые, шитые золотом и жемчугом. Чуть подаль ше, под стенкой, на сундуках лежали девичьи наряды, привезенные Ма рьей из Кабарды. Она больше уже не надевала их — Иван не любил и не терпел наряда, который напоминал ему о прежней Марьиной вере, и о ее нечистой бусурманской крови. Но иногда, когда грусть и тоска начи нали нестерпимо донимать Марью, когда все, что окружало ее, станови лось ненавистным ей и чужим, она приказывала Алене доставать из сун дуков разноцветные шальвары, халаты из альтабаса — персидской пар чи, золоченые нагрудники, шапочки, унизанные самаркандским баласом, с алмазными подвесками, сафьяновые башмаки с серебряными коло кольцами, пояса, браслеты... Вселялась тогда в Марью давняя радость девичества, ог которой уже навсегда отделили ее царский венец и нелегкая доля московской ца рицы, но которая еще оживляла в ней теплотой светлых воспоминаний ее прежнюю доброту и ласковость. Преображалась Марья, успокаива лась, утешенная давнишними радостями своего незабытого девичества. Она как будто забыла на некоторое время о своей царственности, ста повилась веселой и проказливой, как девчонка: не мытарила мамок, н помыкала Аленой, дарила им подарки, кормила их изюмом, играла с ни ми тайно в кости, выучившись этой игре у самого царя. Только со временем все реже и реже приказывала Марья доставать свои девичьи наряды: ожесточала ее однообразная, затворническая жизнь, истомляли пустые дворцы, палаты, темные спальни... Вог и нынче — с’самого утра велела Алене раскрыть сундуки, а не повернулась, не глянула... Целый день лютовала, над мамками измыва лась, хлестала их по щекам да выкрикивала проклятья на своем страш ном кабардинском языке. Алене страшно быть одной с Марьей — страшат Алену неподвиж ные Марьины глаза, страшит ее жгучий шепот... Алена крестится украд кой на образ богородицы, сверкающий золотым окладом из святого уг ла. Взор богородицы кроток, потуплен,— она как будто не хочет видеть Алениных страданий,— и от этого еще страшне.й становится Алене. — Ежели я помру, небось обрадуешься? — выговаривает Марья. — Бог с тобой, государыня!.. Пошто мне такой грех?! Люба ты мне. Прикажи, за тебя смерть приму! — Мамки уж непременно обрадуются... — И мамкам ты люба... Кротки они,- государыня моя!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2