Сибирские огни, 1973, №8

тына три, которые положит казна, а за них, ежели не ляжешь животом на поле брани, отрабатывать надобно после похода. Посошных секут реже — они вне войска; строгостей у них меньше, и надзор над ними послабей. У посошного одно дело — подай или подвези. Не поспел вовремя — старшина по загривку съездит, и дело с концом. Каждый старшина бережет спины своих людишек — на посеченный горб много не взвалишь. А если еще Махоня погуляет — неделю к спине мок­ рое тряпье прикладывать нужно. Оттого и остерегаются посошные стар­ шины слать под розги своих посошников,— за большую провинность раз­ ве отсылают к Махоне. Чаще попадают к нему ездовые — то коня пере­ поил, то овес утащил да на брагу променял или на колеса вовремя дег­ тю не положил... Заскрипит колесо — а остановиться боже упаси,— и старшина тут как тут, и крутым матом, да батогом через спину. А если не в духах — без мата и без батога, смиренно, как Никола-угодник, скажет: —- Вечером-кось, явись!.. Вечером, еще более не в духах, позабыв кто в чем виноват, начинает допытывать: — Чем винил? — Колесо затер: дегтю не положил. — Врешь, братец! А ежели и не врешь — все одно, чтоб попригля- дистей был. Давай-ка лоб! Поставит старшина мелом на лбу метку — чёртку: всыпет Махоня за эту чёртку дюжину розог. Две чёртки — две дюжины; за три — три дюжины! Ежели поставят на лоб крест —/ получать плети. За один крест—полдюжины, за два—полную. Иного счета нет — исстари уложе­ но и исстари неизменно все так и ведется. Десяцкие, и соцкие, и тысяц­ кие, и головы стрелецкие, и даже воеводы — все метят чёртками и кре­ стами. Так и идут виноватые к Махоне с мечеными лбами. А ему большого ума не надо: поглядит на лоб, перед тем как на лавку пластать, и отсте­ гает ровно по метке. Шельмовать — не шельмуют. Всякий метчик, старшина то иль де- сяцкий, иль сам воевода, поставит метку и непременно скажет: — Гляди, бог шельму метит! И каждый вспоминает сто раз слышанную, рассказанную и переска­ занную притчу о шельмеце, которого бог на всю жизнь отметил, и стра­ шится стереть метку, и несет их к Махоне все, сколько бы ему их ни по­ ставили. Первого Махоня не сечет. Первый сидит при нем и подает ему розги, окатывает водой отсеченных, привязывает и отвязывает их от лавки. У Махони такой обычай. Не сдуру, не сблажи держится его Махоня. Ему всегда требуется помощник, вот и милует он первого, чтоб тот с охотой и старанием помогал ему. Копейник, у которого царь на смотре копье пробовал, поспел к Ма­ хоне первым. Бешено, как конь под первым седлом, мчался он. Три кре­ ста поставил ему воевода. Только ноги могли спасти его от полутора дю­ жин Махониных плетей. Не встал бы он после них: не той он был силы, чтоб выдюжить такой бой, оттого и мчался, как скаженный, обгоняя по дороге таких же, как и сам, надеющихся спастись от тяжелой Махони- ной руки. Вскочил он в предбанник, где Махоня уже приготовился к своей не­ легкой работе, и повалился как мертвый — без звука, только брязнул об пол своим изжелта-бледным лицом. Махоня плеснул на него водой, посмыкал за бороду, попинал легонь­ ко в зад. Копейник очунался, показал Махоне лоб. 3 Сибирские огни № 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2