Сибирские огни, 1973, №8
Этот автограф для публикации передал нам сын доктора Золотницкого — В. В. Зо лотницкий, сказав, что это еще одно свиде тельство дружеских симпатий В. Г. Коро ленко к его отцу. И, наконец, только что найденное и пере данное нам любезно А. Г. Степановой неиз вестное письмо В. Г. Короленко к одному из близких ему молодых нижегородцев. Письмо было адресовано А. Н. Степанову — брату Г. Н. Степанова, организатора и первого учителя шаляпинской школы в д. Александровка под Нижним. Молодые Степановы сошлись с В. Г. К о роленко еще в годы его жизни в Нижнем. Антонин Степанов в 1914 году служил в Бе лоруссии. Письмо от Короленко он получил на свой запрос по очень мучившему тогда его вопросу. «М. Г. Антонин Николаевич. Простите, что ответ мой является запоз далым. У меня было много срочной работы, от которой я не мог освободить голову. Впрочем, я не думаю, чтобы это запоздание могло иметь какие-нибудь последствия, так как и ответ своевременный никаких резуль татов принести не мог. Ваша знакомая, еврейка, полюбила рус ского, который откровенно написал ей, что он не любит, а отчасти презирает евреев, хотя одновременно и удивляется им. Вы хотите подсказать вашей знакомой, как ей переубедить этого студента. А я дол жен снабдить Вас аргументами. Но, во 1-х, вопрос тут не в математиче ской задаче, допускающей и математически бесспорное решение. Спор этот идет давно. Студент, о котором идет речь,— конечно, знает все ходячие аргументы, но они его не убеждают. Что же я могу сказать ему столь очевидного, что антисемита отвлечет от ан тисемитизма. Вот он спрашивает: создал ли евр. народ для себя что-нибудь в высшей области человеческой интуиции. Совестно отвечать на это, что еврейский народ в об ласти высшей интуиции создал для всего человечества монотеизм, единобожие, кото рое имело огромное влияние на весь строй человеческой мысли. Любишь или не лю бишь,— это не зависит от формул. Часто бывает наоборот. Студент этот, по-видимо му, человек не глупый, а между тем пред лагает такой наивный вопрос. Очевидно, что расовое чувство мешает ему видеть то, что очевидно для всякого незатуманенного взгляда. Если это расовое чувство в нем сильно, то неужели Вы поможете Вашей знакомой, подсказав ей ответ в одном слу чае. Ну, а дальше? Ведь оно будет сказы ваться часто, повседневно. И что же? Она опять будет искать аргументов у Вас, а Вы будете писать мне? Если он ее любит дей ствительно, то она сильнее нас с Вами в этом споре. Если нет,— мы тут ничем не по можем. Диктовать ей линию поведения то же очень трудно. Ведь дело опять-таки не в формулах. Я ведь не знаю ни его, ни ее. А разве можно предписывать что-нибудь д л я в с е х ? Да еще в деле любви и в жизни. Тут весь вопрос лишь в том, чтобы она сама-то взвесила все: и свое е в р е й с к о е ч у в с т в о , которое по-видимому бу дет сильно страдать, если она свяжет свою жизнь с антисемитом. И свое л и ч н о е ч у в с т в о к нему. И отдав себе отчет в своих чувствах,— пусть решает, чем пожер твовать. Правильно будет то решение, в ко тором она впоследствии не раскается. Вл. КОРОЛЕНКО. 6 января 1914 года, Полтава». ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2