Сибирские огни, 1973, №8
зов самым блестящим в плеяде молодых русских писателей. Он отмечает мастерство короленковских пейзажей, их одушевлен ность, внутреннюю связь между природой и человеком, преобладание мужественных и твердых характеров. Лучшей повестью на зван «Сон Макара». В рассказах «Убивец», «В подследственном отделении» («Яшка») и других, по замечанию критика, наблюда ется интерес к религиозно-нравственной жизни народа. Обозреватель «Сибири», скрывающийся за псевдонимом «7,», не согласен с утвер ждением Маллье о том, что связь между сибирскими рассказами слаба и что свойст венный писателю публицистический элемент ухудшает форму. То, что непонятно иност ранному критику, вполне ясно нашему чита телю: «Необеспеченность личности и ее жиз ни, слабость правосудия перед организован ными силами преступления, хищничество, встречающее на своем пути такое же хищ ничество, безмерное упоение властью в ру ках ее случайных носителей вроде героя рассказа «Ат-Даван»,— вот то, что связы вает и дает общий и глубокий смысл всем эпизодам и действующим лицам в сибир ских очерках В. Короленко...». В них отра жен «общий фон сибирской жизни». На юбилеи Короленко откликались даже сугубо официальные сибирские издания. Так, 9 июля 1903 года в «Иркутских губернских ведомостях» писалось, что Короленко стоит «во главе современной беллетристики по си ле таланта, богатству художественного ма териала, широте сферы наблюдательности, даже по самому миросозерцанию, наконец, обнаруживающему человека, идущего в уровне века...» (статья И. В. Родионова «В. Г. Короленко»), Газета сообщает био графические данные о юбиляре, отмечает, что Сибирь дала ему «почти неисчерпаемый материал для творчества», что его произве дения широко распространены по всей стра не, в частности, «Убивец» выпущен дешевым изданием для народа. 14 июля того же года в «Восточном обо зрении» была помещена статья «В. Г. Ко роленко», подписанная И. М. Как мы узна ем из «Словаря псевдонимов» И. Ф. Маса- нова1, за этими инициалами скрывался уче ный И. И. Майнов, сосланный в Сибирь за участие в революционном движении. По его словам, Короленко, крупный представитель современной литературы,— любимец публи ки, наравне с Чеховым и Горьким. «Страш но тяжелые годы» провел он «в глуши Якутской области». Первый же рассказ, опубликованный по возвращении из ссылки, в хмурые 80-е годы, был посвящен «грязно му, убогому, полудикому амгинцу», который «стал нам... понятен... близок и дорог». Кри тик останавливается на рассказах «Мо роз», «Соколинец», проникнутых любовью к человеку,— от них «веет каким-то особен ным, ему одному свойственным теплом и ясностью». Природа у него сливается с пе реживаниями человека, сама очеловечивает- -------------------- г ' И . Ф. М а с а п о в. Словарь " 0В 1 * ЧЗД- Всесою зной книж ной Л „ 1956. стр . 409. псевдони- палаты . ся. «Сибирская тайга в его рассказах ды шит и думает свою затаенную думу, пу стынная река полна немой угрозы, лютый мороз леденит не только кровь, но и ду шу...». «Светочем своего таланта он озаряет перед нами мрак», вселяет «веру в победу правды и любви над всем, что их гнетет и губит», в «деятельное стремление к неослаб ной борьбе за лучшее будущее». Появление такйх целеустремленных убежденных ху- дожников-оптимистов — показатель того, что наше общество духовно молодо и спо собно «к стойкой борьбе за идеал». Известно, что официальное чествование Короленко в 1913 году было перенесено на осень. Но некоторые сибирские газеты дали юбилейные статьи о нем в день его 60-ле тия и даже накануне. Так, 15 июня «Си бирь» поместила статью «Художник-гума нист» сибирского поэта и журналиста Кон стантина Дубровского. «Короленко — самый близкий и самый дорогой для нас из всех, здравствующих поныне, наших писателей,— утверждал Дубровский.— Он гордость, кра са и слава нашей литературы». Критик под черкивал «огромную роль, которую сыграла в развитии писательского творчества Коро ленко наша сибирская окраина», и «весьма видное место» его сибирских рассказов, ши роко отображающих наш край. «Сибирь, можно сказать, выдвинула нашего писателя на крупную литературную арену». Автор «Сна Макара», принесшего ему большую известность, ярко и просто «рассказал все му миру о неисчислимых, извечных невзго дах, падающих на долю безвестного сына сибирской тайги, бедного якута-звероло- ва»... «Очерками сибирского туриста» («Убивец».— А. М.) Короленко «впервые знакомил русскую публику с целою коллек цией неизвестных ей до того любопытных типов и с рядом живо написанных бытовых картин сибирской жизни, с ее резкими со четаниями света и теней». Целый цикл рас сказов вплоть до знаменитых «Огоньков» навеян Сибирью. Заключительная фраза «Огоньков» — «А все-таки... все-таки впере д и— огни!» — «характеризует собою свет- 'лое жизнерадостное творчество» Короленко. Критик «Сибирской жизни» Павел Нико лаев опубликовал в юбилейном номере от 16 июля рядом с портретом Короленко ста тью «Красота и счастье». Особо отмечая влияние юбиляра на молодежь, он писал: «В 1885 году мартовская книжка «Русские мысли» внесла целое событие в жизнь чи тающей молодежи. Библиотечные читальни густо наполнились студентами, ждавшими очередь прочесть «Сон Макара».,. С первых шагов Короленко молодежь своим непосред ственным восприятием почуяла, что... по явился особенный талант, гармонично со единивший в себе «правду-красоту» с «прав дой-справедливостью». Первая «осердечива- ет» «угрюмую тайгу», наделяет ее «полной гаммой человеческих переживаний», вторая чувствуется в «каждом слове Короленко, говорящем устами бедного Макара». «Высо чайшая гуманность» писателя нравственно освежает его читателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2