Сибирские огни, 1973, №8
100-летию В. Г. Короленко А. Малютина ДООКТЯБРЬСКАЯ СИБИРСКАЯ ПЕЧАТЬ О В. Г. КОРОЛЕНКО «Это большой талант, это тургеневский талант»,— говорил о В. Г. Короленко Н. Г. Чернышевский. «Всю жизнь трудным путем героя он шел встречу дню, и неисчислимо все, что сделано В. Г. Короленко -для того, чтобы ускорить рассвет этого дня», — пи сал А. М. Горький, считавший этого «чест нейшего русского писателя», «человека с большим и сильным «сердцем» своим учите лем. Около четырех десятилетий В. Г. Коро ленко (1853— 1921), как художник, критик, редактор и общественный деятель, был свя зан с Сибирью, чем и обусловлена его ис ключительная популярность в нашем крае. В ответе (от 15 февраля 1911 года) на од но из юбилейных приветствий сибиряков он признавался: «Во время моих скитаний и жизни в Сибири я успел полюбить и те перь часто вспоминаю эту суровую страну великих будущих возможностей»'. Высланный за отказ от присяги Алесанд- ру III на три года (1881—1884) в Якутию, он стал одним из первых собирателей и ис следователей сибирского фольклора и начал писать о жизни далекого, тогда малоизвест ного края. Первыми читателями и распро странителями его произведений были поли тические ссыльные. Слушая из уст автора знаменитый «Сон Макара», они «почувство вали в нем крупного художника слова» (Н. С. Тютчев). С этих пор и до конца жиз ни он оставался верен сибирской теме. Его последним трудом явилась монументальная «История моего современника», третья и четвертая книги которой посвящены Сиби ри. Сибирская тема преобладала уже в первом сборнике его рассказов 1887 года. Писать не о Сибири художнику казалось1 1 Ц и ти р уется по статье А. Храбровицкого «Неопубликованные воспоминания В. Г. Ко роленко о Сибири». «Сибирские огни», 1962. № 10, стр. 173. странным, необычным, как он сообщал Ф. Д. Батюшкову в феврале 1901 года. В рассказах «Яшка», «Сон Макара», «Соко- линец», «Мороз», «Государевы ямщики», «Феодалы» и многих других правдиво и яр ко показана тяжелая доля сибирских кре стьян, ямщиков, приисковых рабочих, бро дяг и арестантов, их высокие человеческие качества — честность, бескорыстие, трудо любие, любовь к свободе, мечта о лучшей жизни, протест против угнетения. Л. Е. Оболенский с эстетских позиций критиковал писателя за выбор тем, художественных приемов. Изображение тюрьмы, ссылки, якутской юрты, каторжников и разбойников он считал чем-то придуманным, искусствен ным, какой-то погоней за экстраординарны ми эффектами. В Сибири же наиболее попу лярными были как раз произведения на эти темы, подсказанные самой жизнью Сибири, этого «складочного места российской дра мы», по выражению Короленко. Вернувшись из ссылки, писатель активно переписывался с Т. А. Афанасьевой, П. Д. Баллодом, Э. Л. Улановской (Якутия), И. И. Папиным (Тюмень), И. П. Белокон ским (Минусинск), Г. Г. Гребенщиковым (Барнаул), Л. Декатовой (Красноярск), Н. Смирновой (Томская губерния) и дру гими вольными и невольными сибиряками. В редактируемом им журнале «Русское богатство» значительное место занимала сибирская тематика (произведения С. Ел- патьевского, В. Богораза-Тана, В. Серошев- ского, В. Кокосова, П. Якубовича и дру гих). Этот журнал находил ревностных чи тателей среди сибиряков, тем более, что си бирские газеты широко информировали о подписке на него, о выходе отдельных но меров и их содержании. Руководители сибирских изданий стреми лись привлечь Короленко к сотрудничеству. Его рассказ «Черкес» впервые появился в февральском номере «Сибирской газеты»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2