Сибирские огни, 1973, №8

А. Никульков О КНИГЕ Л. БАЛАНДИНА И СТАТЬЕ Ю. ЗУБКОВА Театроведение в Новосибирске стало раз­ виваться недавно —* лет пятнадцать тому назад, когда одна за другой начали появ­ ляться театроведческие книги Б. Рясенце- ва, Л. Баландина, М. Рубиной, Ю. Постно­ ва. Этот раздел литературно-художествен­ ной критики может возникнуть только на основе богатой и сложной театральной жизни, которая, действительно, есть в Но­ восибирске. Но он и обратно воздействует на эту жизнь, как катализатор, вырабаты­ вает критерии для нового творческого рос­ та театров. Поэтому каждая серьёзная театроведческая книга является событием в культурной жизни. Недавно в Западно-Сибирском издатель­ стве вышла новая книга Лоллия Баландина «На сцене и за кулисами (Путь театра «Красный факел» (1920— 1970)». Она сразу вызвала острый интерес и удостоилась да­ же не рецензии, а большой статьи в номере первом журнала «Театральная жизнь» за нынешний год, написанной известным теат­ роведом, главным редактором этого ж ур ­ нала Юр. Зубковым. Статья называется «В плену фактов». Л. Баландин проделал огромную иссле­ довательскую работу, восстановив шаг за шагом, год за годом полувековую историю — от «скромного театрика», возникшего 15 апреля 1920 года в Одессе, до нынешнего, всесоюзно известного Новосибирского Го­ сударственного ордена Трудового Красного Знамени театра «Красный факел». В изображении первоначального этапа историк сливается с художником: бурная атмосфера 20-х годов, первые спектакли, особенно «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда, поиски театром своего места в революционной действительности,— все это реставрировано зримо, выразительно. Автор откровенно раскрывает ход своих историко-исследовательских поисков, как бы приглашая читателя в самую лаборато­ рию создания книги: «Наш рассказ мы бу­ дем строить на основе отрывочных воспо­ минаний Н. И. Огонь-Догановской, воспо­ минаний старейших краснофакельцев, га­ зетных и журнальных сообщений, а также скупых сведений личного архива Татище­ ва (один из создателей театра.-— А. Н.)». Рассказ, основанный на изучении доку­ ментов, сменяется описанием собственных поездок в поисках живых свидетелей. По­ видаться с Н. И. Огонь-Догановской, быв­ шей ведущей актрисой театра, не уда­ лось — старая, тяжело больная, она лежа­ ла в больнице. Но ее приемная дочь Лена раскрыла перед автором «столько сокро­ вищ: актерские и семейные фото за десят­ ки лет, вырезки и документы, рассказы Ле­ ны, наконец, домашняя обстановка, храня­ щая следы привычек и пристрастий хозяй­ ки,— все это помогло Л. Баландину соз­ дать интересный, зримый образ актрисы, «негласной соперницы Алисы Коонен», по определению современников. Автор использует собственные впечатле­ ния от игры Коонен, чтобы «наложить» их на образ Огонь-Догановской, ассоцииро­ вать две схожих манеры игры. Это, собст­ венно, уже психологическое обобщение по законам художественной прозы, сделанное в книге очень убедительно. Первоначальный, романтический и проти­ воречивый, период становления «Красного факела» особенно удался Л. Баландину в смысле эмоциональной выразительности. Вероятно, даже скудость материалов, слож­ ность реставрации исчезнувших подробно­ стей увлекали и подстегивали воображение писателя. Новый этап — 1930-32 гг.,— когда театр взял «курс на современную пьесу», пошел «в ногу с рабочей общественностью», автор восстанавливает, главным образом, по ре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2