Сибирские огни, 1973, №8
А. Никульков О КНИГЕ Л. БАЛАНДИНА И СТАТЬЕ Ю. ЗУБКОВА Театроведение в Новосибирске стало раз виваться недавно —* лет пятнадцать тому назад, когда одна за другой начали появ ляться театроведческие книги Б. Рясенце- ва, Л. Баландина, М. Рубиной, Ю. Постно ва. Этот раздел литературно-художествен ной критики может возникнуть только на основе богатой и сложной театральной жизни, которая, действительно, есть в Но восибирске. Но он и обратно воздействует на эту жизнь, как катализатор, вырабаты вает критерии для нового творческого рос та театров. Поэтому каждая серьёзная театроведческая книга является событием в культурной жизни. Недавно в Западно-Сибирском издатель стве вышла новая книга Лоллия Баландина «На сцене и за кулисами (Путь театра «Красный факел» (1920— 1970)». Она сразу вызвала острый интерес и удостоилась да же не рецензии, а большой статьи в номере первом журнала «Театральная жизнь» за нынешний год, написанной известным теат роведом, главным редактором этого ж ур нала Юр. Зубковым. Статья называется «В плену фактов». Л. Баландин проделал огромную иссле довательскую работу, восстановив шаг за шагом, год за годом полувековую историю — от «скромного театрика», возникшего 15 апреля 1920 года в Одессе, до нынешнего, всесоюзно известного Новосибирского Го сударственного ордена Трудового Красного Знамени театра «Красный факел». В изображении первоначального этапа историк сливается с художником: бурная атмосфера 20-х годов, первые спектакли, особенно «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда, поиски театром своего места в революционной действительности,— все это реставрировано зримо, выразительно. Автор откровенно раскрывает ход своих историко-исследовательских поисков, как бы приглашая читателя в самую лаборато рию создания книги: «Наш рассказ мы бу дем строить на основе отрывочных воспо минаний Н. И. Огонь-Догановской, воспо минаний старейших краснофакельцев, га зетных и журнальных сообщений, а также скупых сведений личного архива Татище ва (один из создателей театра.-— А. Н.)». Рассказ, основанный на изучении доку ментов, сменяется описанием собственных поездок в поисках живых свидетелей. По видаться с Н. И. Огонь-Догановской, быв шей ведущей актрисой театра, не уда лось — старая, тяжело больная, она лежа ла в больнице. Но ее приемная дочь Лена раскрыла перед автором «столько сокро вищ: актерские и семейные фото за десят ки лет, вырезки и документы, рассказы Ле ны, наконец, домашняя обстановка, храня щая следы привычек и пристрастий хозяй ки,— все это помогло Л. Баландину соз дать интересный, зримый образ актрисы, «негласной соперницы Алисы Коонен», по определению современников. Автор использует собственные впечатле ния от игры Коонен, чтобы «наложить» их на образ Огонь-Догановской, ассоцииро вать две схожих манеры игры. Это, собст венно, уже психологическое обобщение по законам художественной прозы, сделанное в книге очень убедительно. Первоначальный, романтический и проти воречивый, период становления «Красного факела» особенно удался Л. Баландину в смысле эмоциональной выразительности. Вероятно, даже скудость материалов, слож ность реставрации исчезнувших подробно стей увлекали и подстегивали воображение писателя. Новый этап — 1930-32 гг.,— когда театр взял «курс на современную пьесу», пошел «в ногу с рабочей общественностью», автор восстанавливает, главным образом, по ре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2