Сибирские огни, 1973, №8
но, важнее другое: фактический заработок шофера зависит от той машины, которую представляет автобаза, от наличия запча стей, от добросовестного и быстрого ремон та, а главное — от клиента, чтобы тот бы стро погрузил-разгрузил машину, в общем, обеспечил работу без простоя,— иначе, как говорят водители, они «просто съездят справить удовольствие» и останутся без заработка.' Когда рейсы задерживаются клиентом, водитель требует приписки ездок, тоннажа, клиенту деваться некуда, да и шоферская совесть (если верить Агранов скому) ничуть не потревожена. Мы видим, сколько проблем хозяйствен ных, экономических, моральных намечено социальным портретом шофера. Я был бы, впрочем, несправедлив к авто ру социального портрета шофера, если б не показал и другую сторону очерка, рисую щую Пирогова как человека, его отношение к профессии и разные другие аспекты шо ферского ремесла. В отличие чуть ли не от всех иных при влекательных специальностей, шоферская имеет низкий потолок продвижения: заслу жить квалификацию I категории, стать «профессором в своем деле» — и все! Шо феру — водить машину до старости, често любие административное у него не развито, а если водитель станет механиком автобазы — это уже новая профессия, требующая иных знаний, иного образования. Однако нелегко дождаться пенсии сидя за баран кой! Ведь к машине допускаются лишь вполне здоровые люди, в частности, с креп кими нервами; поди сохрани их, водитель! Самому Пирогову предстоит еще 25 лет проходить строгую медкомиссию! Вот поче му в ходу между шоферами горькая пого ворка: «Молодой — за рулем, а перед пен сией — с ломом или лопатой, или в лучшем случае — слесарем на ремонте машин». И выход, казалось бы, один: загодя под готовить себе вторую профессию. Но для этого нужно образование повыше нынеш них 4—7 классов... 97-ми шоферам пирогов ского отряда роздана была анкета. На вопрос: «Хотите ли вы учиться?» — 81 от ветил: «Да», но 64 тут же добавили, что учиться, практически, не могут: «годы ушли», «поздно», «некогда», «нету физиче ской возможности» и т. д. Пирогов в свои 35 лет поступил в 8 класс вечерней школы, с ним еще только 6 человек. И не у каждо го хватит мужества и терпения, готовности к лишениям (тут уж сверхурочные брось!), учиться все три года... хотя подгоняет не только мысль о второй, спокойной профес сии под старость, но еще и сегодняшняя забота о внутрисемейном статусе отца. Дочь и сын, самое малое, пройдут все сту пени среднего образования; хорошо ли гла ве дома оставаться неучем? И тут-то особенно интересно вникнуть в причины истинной привязанности водителей к своей профессии. Только трое из 97 отве тили в анкете: «Не люблю». В. Аграновский реалистически объясняет эту привязанность к тяжелой, нервной профессии и не расхо дится в ответе с сегодняшними суждениями социальных психологов. Михаил Федорович Пирогов, пройдя у отличного механика курс ученичества, получив права и выехав за во рота базы, сразу понял, что выбрал профес сию на всю жизнь. «Почему? Потому что свобода!» Сходный ответ, как сговорившись, сформулировало большинство из 94 водите лей. Вот некоторые из них: «Люблю ее, проклятую!», «Что любит русский мужик? Чтобы на него не давили. Я теперь сам себе начальник», «Водительский состав — не заводской, к станку мы не прикованы», «У нас развита самостоятельность во взгля де», и т. д. «Но даже за некоторыми хлест кими словечками угадывалось отнюдь не ухарство или стремление к «свободе» от работы,— пишет В. Аграновский,— Напро тив, шофер ценит в своем труде самостоя тельность, риск, возможность самому при нять решение, проявить свою индивидуаль ность. Они вырастали (тем самым) в соб ственных глазах и, может быть, немножко тешили свое мужское самолюбие». Что ж, этот вывод стоит сопоставить с тем, отмеченным социологами и хозяйствен никами фактом, что наименее популярными профессиями среди рабочих стали те, кото рые связаны с монтажным трудом. «Социальный портрет шофера», напеча танный впервые в «Комсомольской правде», вызвал огромную волну откликов. Посчита ем это доказательством, что форма очерка, напоминающая старые «физиологии», вы- полняет все же существенные познаватель ные функции. * * * Я уже говорил, что «социальные портрс- ты» обильно насыщены цифрами и, вообще, они подчас вырастают на почве, удобрен ной социологическими анкетами. Примером такой разновидности очерка служит напеча танный в «Литературной газете», а потом в книге «Мнение неравнодушных» (1973) социальный портрет алкоголика (Б. Левин). Ядро этой типичной «физиологии» составля ют наблюдения над клиентами одного вы трезвителя. Автор очерка вставил материа лы о клиентах вытрезвителя в рамку более широких и, надо сказать, кричащих, убеж дающих цифр о «вреде алкоголя». Мы узнаем, например, что в Перми, в состоянии опьянения, совершены 85% всех краж, 100% изнасилований, 91% умышленных убийств и т. д. Оказывается, удельный вес трат на алкогольные напитки в бюджете рабочего вырос и по сравнению с дореволю ционным временем и с тридцатыми годами. Контингент пьяниц, прошедших через вы трезвитель, охарактеризован по социальной принадлежности, по уровню образования, по семейному положению, по условиям жизни (коммунальные или отдельные квар тиры). И каков же результат таких сопо ставлений? В с е категории населения го рода, в общем, пропорционально представ лены среди дебоширов и бесчувствен!!» пьяных, подобранных милицией. Известное ограничение накладывает, судя по приве денным цифрам, наличие детей в семье. По возрасту среди клиентов вытрезвителя пре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2