Сибирские огни, 1973, №8
редко появляются рассказы бывалых лю дей? Ведь не помешают, а помогут расцве ту профессиональной литературы произве дения такого типа, ка к «День страхового агента», ну хотя бы потому, что они фикси руют удивительные факты, вроде того, что в Москве можно найти цех, где мастер вслух читает романы работницам! Ф * * С некоторого времени страницы газет и журналов запестрели очерками с заголов ками или жанровыми характеристиками: «Социальный портрет». В «Комсомольской правде» появились портреты шофера, ры бака, учителя, врача. В «Юности» — студен та. В «Литературной газете» — среднего города, жителя сельской местности, и — особо —• алкоголика. Валерий Аграновский объединил несколь ко таких очерков в книж ку «Вы и ваши знакомые»; издательство предпослало ей следующую аннотацию, звучащую вполне «социологично »:1 «Анализируя особенности профессии (кур сив мой,— В. К.), образования, духовные интересы, быт, нравы, материальное обеспе чение и другие стороны жизни, автор со здает портрет героя (нашего современника) и призывает читателя вглядеться в его чер ты, чтобы знать о людях как можно боль ше, чтобы познать самих себя». Знакомая формулировка! Те же цели ли тературного исследования, тот же акцент на профессию! Те же поиски отличительных черт, в первую очередь присущих профес сии, что и в физиологических очерках. «Социальный портрет», как он выглядит и в современном очерке, непременно пре тендует на высокую степень представитель ности данной общественной группы, ска жем, профессии, занятия. Этого рода очер ки нашпигованы цифрами столь же обиль но, как и конкретные социологические ис следования, хотя природа этой «матема тики» заставляет вспомнить ироническое замечание знаменитого геохимика В. И. Вернадского: «Найдя числовые соотноше ния, наш ум успокаивается, так как нам кажется, что вопрос, который нас мучил, [тем самым] решен». Вера в «цифру» ха рактерна для нашего современника^ Портрет ш о ф е р а , нарисованный Вале рием Аграновским, начинается с перечисле ния видов этой профессии. Среди водителей различают грузовых, ломовых, автобусных, таксистов. Есть среди них «наездники», ра ботающие на износ машины, и без того по держанной (новенькую таким не дадут), «жоржики», только получившие права, и «старики», есть «колбасники», обслужива ющие местные торговые точки, и самосваль- щики, цементовозы и бортовики, наконец, персоналыцики — водители начальнических легковушек. Шоферов называют и по мар кам машин; мазами, кразами, газонами, колхидчиками. В 1926 году по всей стране числилось только 18 тысяч шофферов (тог да это слово писали через два «ф»), уважа ли их,, чуть не как космонавтов в наше вре мя. С тех пор отряд водителей рос быстрее всех других профессий. К сегодняшнему дню общее число перевалило за 3 миллиона человек (но, между прочим, и возчиков числится по стране тысяч восемьсот). Ну чем не физиологический очерк? Тем более, что его героем избран типичный, ес ли не «средний», водитель Михаил Федоро вич Пирогов, 35 лет от роду, образование 7 классов, семейный (двое детей), шофер I класса, ездит на МАЗе-бензовозе. Доход се мьи — побольше двухсот рублей (из них жена приносит в дом шестьдесят). Подсчет семейного бюджета семьи Пи роговых, которым автор занялся со стра стью истинного социолога, вывел его на след многих шоферских проблем. Семья за год купила немало: телевизор (в рассроч ку), ковер, пальто жене, костюм мужу, одежду детям, мелочи из мебели. Пирогов — человек, в общем, непьющий, но только на пол-литра в каждое воскресенье тратит в год 156 рублей (жена всплеснула руками, увидев такую цифру!). Затем подсчитали годовую плату за квартиру, за детский сад сына, за музыкальную школу дочери, куль турные расходы и прочее. Выяснилось сра зу же: если признать, что семья питается здорово, сытно (а это так!), то указанного сначала заработка (1304-60= 190 руб.) яв но не хватило бы. Пирогов — бензовоз, «калымить» ему не приходится, просто он подрабатывает у себя же в парке на сверхурочных. «Водители убеждены,— пи шет автор,— что за нормальный семичасо вой рабочий день хороших денег не зара ботаешь. В крайнем случае «выбьешь» тарифную (или сдельную) ставку. Но шо феру II и 1 класса этого мало: «здоровый мужик, полагают они, имеющий квалифи кацию, должен зарабатывать больше». При недохватке рабочих рук этот вопрос ре шается «просто» — автопарк заинтересован в выполнении плана, а сверхурочные, кото рые оплачиваются, как известно, вдвое вы ше, находятся под жестким контролем. И вот директор, как и многие его коллеги из других предприятий, вынес соломоново решение: специальным приказом запретил выдачу сверхурочных, но сохранил простую сдельщину по фактическим ездкам. Итак, «старик», опытнейший водитель Пирогов, зарабатывает на 30—40 рублей больше за счет систематической переработ ки часов. Вспомним по этому случаю, что опрос двенадцати тысяч молодых рабочих, опубликованный Институтом общественно го мнения «Комсомольской правды», уста новил, что четверть опрошенных перераба тывают норму времени (по тем или другим причинам). И это, в социальном портрете шофера, еще не все, что связано с заработком. Бро шен взгляд и на «левый заработок» «ка лым». Пирогов, правда, не только за себя, а за всю колонну отрицал, что шоферы «калымят». Но на анонимную анкету, рас пространенную среди шоферов, автор полу чил ответы в таком духе (большинство): «Беру, если дают», «Жизнь заставляет», «Редко», «Да, хотя и противно». Но, конеч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2