Сибирские огни, 1973, №8
В. Ковского, Е. Стариковой, Ю, Галкина и других критиков, подвергших социологи ческому анализу романы, повести, рассказы. Ограничусь здесь четырьмя социологически ми очерками. Н» «Неделя как неделя» Н. Баранской ста ла у нас бестселлером. В библиотеках на номера журнала с этой повестью образова лась длинная очередь, записывались люди, которые редко держат в руках «Новый мир». Я не беру под сомнение жанр, обо значенный в подзаголовке автором и редак цией. Не могу не отметить, что это прелест ная, темпераментно написанная вещица со держит буквально все, чего добиваются со циолог и психолог, затевая анкету о поло жении женщины на работе, в семье, в быту. Любопытно, что сам сюжет повести завязы вается вокруг подобной анкеты. По ходу действия ее заполняют и обсуждают и на работе, и в семье. Демографы, раздавая анкету, говорили, что доискиваются причин, почему женщины у нас мало рожают. По весть как бы отвечает и на этот вопрос. Причем героиней избрана «многодетная» мать (двое маленьких детей) из хорошей, благополучной молодой семьи, где и муж и жена — подлинные интеллигенты, неплохо зарабатывают, и квартирный вопрос у них решен, и для детей есть.и ясли, и детский сад; к тому же, муж стоически делит с же ной многие домашние дела. Однако героиню со всех сторон обступают заботы, ее сутки расписаны по часам и минутам, она так и не выходит из цейтнота. Причины? Едва ли их можно полностью устранить в культур ной семье, по крайней мере, при отсутствии бабушки. Но разные условия усугубляют тяготы. Семья живет в новом далеком районе, авто бусы переполнены, местные магазины все еще не работают; обслуживание, в том чис ле и в детских учреждениях, где не хватает ] персонала, бездушное; дети болеют, а из-за I 1зтого мать чуть не полгода проводит дома, бюллетени ей не оплачиваются. В конце концов, ставится под сомнение пригодность ее, молодого специалиста, для научной ра боты, которая требует, как мы знаем, чтобы человек отдавался ей целиком. Время от времени и в этой семье дебатируется мысль: а не плюнуть ли матери на работу, не по святить ли себя детям, пока те не вырастут? Муж говорит, что работа жены «нерента бельна». Жена яростно отвергает навязы ваемую ей социальную роль матери-хозяйки: 'Всю эту скукотищу (оглядывает кухню) <на меня одну? Учебу, диплом, стаж, науч ную тему — швырк, и готово! Нет!» Для сегодняшней женщины, по крайней «ере, того типа, который изображен Баран ской (а общество воспитывает прежде все- 10 таких!), отказ от работы— смерти подо бен. Вот и ответ демографам: почему жен щины мало рожают. Я не ставлю знак тождества между свод ки анкет, подводящей итог репрезентатив- му опросу женщин, и этой социологиче- 11 Сибирские огни„М! 8, ской повестью, автор которой показал себя хорошим художником, психологом, тактично коснулся и интимных вопросов... «Неделя как неделя» написана эмоционально, соз дает обаятельный образ молодой женщины, — тем самым произведение выходит из ра мок ответа на анкету,— говорю я себе. Но так ли непреложна заключающая эту тира ду мысль? Существует ли такая неприми римая антиномия между документами — художническими и темн, которые создают социологи? На Западе и у нас социальные психологи часто работают с письмами и до кументами, привлекают материалы психо аналитиков. «Неделя как неделя» тоже пре тендует на типичность, как и большинство наших очерков. * * * Приведу пример «социологического очер ка» в собственном смысле слова. Написан он не литератором-профессионалом, а «бы валым человеком» — В. Борнычевой. «День страхового агента» стоит где-то между фи зиологическим очерком и наблюдениями со циолога. От физиологического очерка это произведение отличается тем, что автор не ограничил себя характеристикой одной про фессии. Да и профессия ли — страховой агент в наших условиях? Да и «День стра хового агента» запомнился читателям не из-за того, что человек этой профессии чуть не впервые появился на страницах совет ского литературного журнала (и не мимо ходом, не в сатирическом плане). Необык новенно ценны для всех нас сделанные авто ром очерка социальные, психологические на блюдения над окружающими, над жизиыо города, улиц, кварталов, над пассажирами автобусов, метро, над посетителями заку сочных, а главное — работниками фабрик, учреждений. Конечно, не каждому дано сде лать столь серьезные и, что всего важнее, с а м о б ы т н ы е умозаключения. В. Бор- нычева обнаруживает талант так называе мого «стихийного социолога». Но нет сомне ния, именно незаметная профессия страхо вого агента помогла ей увидеть то, чему она была свидетелем. Два раза в месяц агент входит в цеха больших и малых за водов, в мастерские, в больницы, в конторы треста, в квартиры своих клиентов; он занят делом, он — «свой человек». Женщина-агент — нс начальник, не «представитель», не кор респондент, беседа с которым к чему-то обя зывает. Напротив, она обслуживает какие- то личные потребности работников пред приятий, связанные с накоплением денег для какой-то покупки, и уже это распола гает к беседе, иногда по-женски откровен ной (почти все клиенты — женщины). И в то же время не мешает наблюдать осталь ных работников, прислушиваться к их раз говорам, у д и в л я т ь с я (а кто потерял эту способность — погиб для литературного дела!). Первым автор показал нам цех большого машиностроительного завода, цех конвейер ный, шумный, тяжелый. Заработки тут боль шие, рабочих всегда нехватка, и отсюда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2