Сибирские огни, 1973, №8
К р и т и к а и б и б л и о г р В. Канторович Социологические и социальные Джон Бернал утверждал, что ученые «со знательно или бессознательно» черпают свои идеи не только из знаний, накопленных отдельными дисциплинами, но также из об щего фонда человеческой культуры и из произведений искусства. Перестановка членов внутри этой форму лы, справедливость которой подтверждает ся, скажем, признанием Эйнштейна, что ро маны Достоевского дали ему не меньше, чем работы великого математика Гаусса, позволит заметить, что современный мысля щий литератор широко использует научную информацию и открытия науки даже в том случае, когда не изучает первоисточников и не штудирует новых учебников. О взаимовлияниях социальной жизни и литературы можно прочесть и у Герцена, который утверждал, что книга берет весь склад из того общества, в котором возни кает, обобщает эти наблюдения, делает их более наглядными и резкими. А в с л е д з а т е м б ы в а е т о б о й д е н а ж и з н ь ю . «Оригиналы делают шаржу сво их резко оттененных портретов, и действи тельные лица вживаются в свои литератур ные тени». Нынешние читатели (писатели тож!) ис пытывают напряженный интерес ко всему кругу социальных взаимодействий, а не только к экономическим факторам. Фокус наведен на личность (это категория соци альная), на группы, в том числе и «нефор мальные», на прослойки, слои, классы в це лом. Но чтобы понять процессы, происходя щие в нашем обществе, их нужно наблю дать, описать, подвергать многофакторному анализу. Нужно по-настоящему разобрать ся в том, как работают механизмы социаль ной психологии,— а этим испокон века зани мается художественная литература. И если сегодня культурный читатель отворачивает ся от тех литературных произведений, кото рые начинены штампами и голыми схемами, очерки портреты — этим мы обязаны отчасти и социологам. Основоположники марксизма были пре восходными социологами. Мы находим у них ряд высказываний по поводу изучения общества не в одном только экономиче ском аспекте и не только в крупнейших (классовых), категориях. «Маркс и я вино ваты отчасти в том, что молодежь иногда придает больше значения экономической стороне, чем это следует. Нам приходилось, возражая нашим противникам, подчерки вать главный принцип, который они отрица ли, и не всегда находилось достаточно вре мени, места и поводов отдавать должное и остальным моментам, участвующим во вза имодействии» (письмо Энгельса И. Блоху). Этот результат социального взаимодейст вия получается «от столкновений множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, чем она является, опять-таки благодаря массе жизненных об стоятельств. Таким образом, имеется беско нечное количество перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит один общий результат — историческое событие» (в том же письме)1. Исключительный интерес к суждениям каждой прослойки рабочего класса про являл Ленин. Советский социальный психо лог Б. Поршнев открыл свою книгу выпис ками из речей и записок Ленина, проявляв шего исключительный интерес к настроени ям и суждениям отнюдь не «среднего» рабо чего, а именно рабочих, принадлежащих к разным профессиям, слоям и группам рабо чего класса. «Социологизация мышления» литераторов сказалась на произведениях различных жанров. Отсылаю читателя к книге Ю. Кузь менко «Мера истины», к статьям А. Янова, ' К. М а р к с , Ф. Э н г е л ь с . Избр. соч.. т, III, 1966, стр. 538—539,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2