Сибирские огни, 1973, №8

Между прочим, под влиянием наших друже­ ских дискуссий задумал Николай перейти с факультета радиоэлектроники и механики на экономический: говорит, нет ничего более интересного, чем экономика! А раз есть такая увлеченность, убежден: будет отлич­ ным экономистом. Люблю людей увлеченных, с большой целью в жизни. Вот я присматриваюсь к некоторым заочникам и вижу, что порой за стремлением к учебе проглядывают мотивы такие крошечные, узколичные: мол, долж­ ность бы получить такую, чтоб работать поменьше, а зарплату иметь побольше. Де­ скать, не век же у станка стоять. Есть такие, что из-за моды учатся: мол, все в институт, и я туда же. Есть — ради эру­ диции, чтобы иметь возможность при случае блеснуть своими познаниями. И это тоже, я считаю, отнюдь не творческая потреб­ ность. Учиться надо для дела—чтоб рабо­ тать лучше!.. Владимир стоит у окна, смотрит, как бегут по Новобульварной улице троллей­ бусы. Солнце врывается к нам по-забай­ кальски щедрым, ослепительным потоком, небо за окном синее-синее, чистейших кра­ сок. По какому-то прихотливому закону ассоциаций приходит вдруг на ум чье-то утверждение, будто человеку самая малость нужна для счастья — только две ложки радости. Но разве согласился бы с этой «нормой» Шубин? Мы молчим, поддавшись, наверное, одно­ му и тому же настроению. Потом, наконец, спрашиваю: — Что ж не покажешь диплом? Шубин раскрывает заветные синие ко­ рочки: — Смотри! Читаю: «Марксистско-ленинская философия — от­ лично политэкономия — отлично основы научного коммунизма — отлично психология — отлично педагогика — отлично...» В институт Шубин поступал «в два захо­ да». Сначала — было это еще десять лет назад — подал заявление в заочный маши­ ностроительный, но тогда его не приняли... из-за зрения. Трудно понять, почему вдруг стали очки препятствием для получения ин­ женерного диплома. Шубин поступил на факультет математики Читинского педаго­ гического института. Не для того, чтобы в будущем сменить профессию: привлекала возможность изучить высшую математику. Это было крайне нужно для рационализа­ торских поисков. Уже став «Заслуженным рационализатором Российской Федерации», он не раз сталкивался с трудностями при разработке новшеств. Однажды прямо-таки замучил его «неустранимый» перекос при обработке деталей, а потом узнал: причину можно было отыскать моментально, вос­ пользовавшись формулами интегрального и дифференциального исчисления! Эпизод этот и определил во многом ту первоначально прикладную цель, которую имел в виду Шубин, поступая в педагогиче­ ский. Но сама учеба в дальнейшем раздви­ нула горизонт: оказалось, что не менее важны для практической работы и «чисто гуманитарные» знания. — Пожалуй, даже еще важнее! — гово­ рит Шубин. — Перекос в обработке детали — в сущности, пустяк по сравнению с пере­ косами, которые иной раз бывают в челове­ ческих характерах. Теперь я понимаю, что вузовские знания нужны мне прежде всего для того, чтобы перестроить на научной основе всю жизнь первичного производст­ венного коллектива. Это и будет настоящим, главным экзаменом! Вспоминаю экзамен прежний: «республи- ,ку станочников». Чем он закончился? Шубин вздыхает: — Сложные вопросы задаешь, но отве­ чать буду прямо. Знаешь, раскрыл я недав­ но томик Ленина и поразился: как удиви­ тельно м е т к о - прямо-таки про нас сказано. Явно не хватило нам того спасительного недоверия к скоропалительно быстрому движению вперед, ко всякому хвастовству, о чем писал Ильич, когда предупреждал: надо задуматься над проверкой тех шагов вперед, которые мы ежечасно провозглаша­ ем, ежеминутно делаем и потом ежесекунд­ но доказываем их непрочность, нссолпд- ность и непонятность. Такую задачу, которую ставили мы, создавая «респуб­ лику станочников», невозможно было ре­ шить лихой кавалерийской атакой. Хотели все делать только на общественных нача­ лах,— в сущности, пренебрегли материаль­ ными стимулами, и это, конечно, было неправильно. Вообще, мне думается, самое большое расточительство — экономить на поощрении! Второй просчет, который мы допустили: заменили начальника участка советом бригадиров. Нередко обсуждали — по всем правилам коллегиальности — опе­ ративные вопросы, которые надлежало быстро и четко решать единолично. Ну, а самая главная ошибка —пытались сразу «одним махом» перескочить через несколько этапов. Приведу такое сравнение: на токар­ но-расточном станке при обработке блок- картера мы должны делать последовательно несколько операций: обдирку, предваритель­ ную, окончательную и только потом уже точную обработку. Конечно, желательно бы сразу получить высокий класс точности— без обдирки, да ведь не получается так!.. Вероятно, неудачи «республики станочни­ ков» Шубин оценивает слишком строго. Эксперимент продолжался два года и сде­ лано за это время немало. Одних только рационализаторских предложений внесено больше сотни. Проектную производитель­ ность станков перекрыли. Перестроили весь участок, поставили станки по-иному и в результате запутанно-извилистый 800-метро­ вый путь деталей спрямили, довели до восьмидесяти метров. Изучив режимы реза­ ния, создали поточную линию, а уж о том, какая это была радостная победа, очень хорошо рассказал сам Шубин в брошюре «Реформа в рабочей спецовке»: «...начали собирать механизированную линию, стали монтировать механизмы загрузки, програм

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2