Сибирские огни, 1973, №8
Между прочим, под влиянием наших друже ских дискуссий задумал Николай перейти с факультета радиоэлектроники и механики на экономический: говорит, нет ничего более интересного, чем экономика! А раз есть такая увлеченность, убежден: будет отлич ным экономистом. Люблю людей увлеченных, с большой целью в жизни. Вот я присматриваюсь к некоторым заочникам и вижу, что порой за стремлением к учебе проглядывают мотивы такие крошечные, узколичные: мол, долж ность бы получить такую, чтоб работать поменьше, а зарплату иметь побольше. Де скать, не век же у станка стоять. Есть такие, что из-за моды учатся: мол, все в институт, и я туда же. Есть — ради эру диции, чтобы иметь возможность при случае блеснуть своими познаниями. И это тоже, я считаю, отнюдь не творческая потреб ность. Учиться надо для дела—чтоб рабо тать лучше!.. Владимир стоит у окна, смотрит, как бегут по Новобульварной улице троллей бусы. Солнце врывается к нам по-забай кальски щедрым, ослепительным потоком, небо за окном синее-синее, чистейших кра сок. По какому-то прихотливому закону ассоциаций приходит вдруг на ум чье-то утверждение, будто человеку самая малость нужна для счастья — только две ложки радости. Но разве согласился бы с этой «нормой» Шубин? Мы молчим, поддавшись, наверное, одно му и тому же настроению. Потом, наконец, спрашиваю: — Что ж не покажешь диплом? Шубин раскрывает заветные синие ко рочки: — Смотри! Читаю: «Марксистско-ленинская философия — от лично политэкономия — отлично основы научного коммунизма — отлично психология — отлично педагогика — отлично...» В институт Шубин поступал «в два захо да». Сначала — было это еще десять лет назад — подал заявление в заочный маши ностроительный, но тогда его не приняли... из-за зрения. Трудно понять, почему вдруг стали очки препятствием для получения ин женерного диплома. Шубин поступил на факультет математики Читинского педаго гического института. Не для того, чтобы в будущем сменить профессию: привлекала возможность изучить высшую математику. Это было крайне нужно для рационализа торских поисков. Уже став «Заслуженным рационализатором Российской Федерации», он не раз сталкивался с трудностями при разработке новшеств. Однажды прямо-таки замучил его «неустранимый» перекос при обработке деталей, а потом узнал: причину можно было отыскать моментально, вос пользовавшись формулами интегрального и дифференциального исчисления! Эпизод этот и определил во многом ту первоначально прикладную цель, которую имел в виду Шубин, поступая в педагогиче ский. Но сама учеба в дальнейшем раздви нула горизонт: оказалось, что не менее важны для практической работы и «чисто гуманитарные» знания. — Пожалуй, даже еще важнее! — гово рит Шубин. — Перекос в обработке детали — в сущности, пустяк по сравнению с пере косами, которые иной раз бывают в челове ческих характерах. Теперь я понимаю, что вузовские знания нужны мне прежде всего для того, чтобы перестроить на научной основе всю жизнь первичного производст венного коллектива. Это и будет настоящим, главным экзаменом! Вспоминаю экзамен прежний: «республи- ,ку станочников». Чем он закончился? Шубин вздыхает: — Сложные вопросы задаешь, но отве чать буду прямо. Знаешь, раскрыл я недав но томик Ленина и поразился: как удиви тельно м е т к о - прямо-таки про нас сказано. Явно не хватило нам того спасительного недоверия к скоропалительно быстрому движению вперед, ко всякому хвастовству, о чем писал Ильич, когда предупреждал: надо задуматься над проверкой тех шагов вперед, которые мы ежечасно провозглаша ем, ежеминутно делаем и потом ежесекунд но доказываем их непрочность, нссолпд- ность и непонятность. Такую задачу, которую ставили мы, создавая «респуб лику станочников», невозможно было ре шить лихой кавалерийской атакой. Хотели все делать только на общественных нача лах,— в сущности, пренебрегли материаль ными стимулами, и это, конечно, было неправильно. Вообще, мне думается, самое большое расточительство — экономить на поощрении! Второй просчет, который мы допустили: заменили начальника участка советом бригадиров. Нередко обсуждали — по всем правилам коллегиальности — опе ративные вопросы, которые надлежало быстро и четко решать единолично. Ну, а самая главная ошибка —пытались сразу «одним махом» перескочить через несколько этапов. Приведу такое сравнение: на токар но-расточном станке при обработке блок- картера мы должны делать последовательно несколько операций: обдирку, предваритель ную, окончательную и только потом уже точную обработку. Конечно, желательно бы сразу получить высокий класс точности— без обдирки, да ведь не получается так!.. Вероятно, неудачи «республики станочни ков» Шубин оценивает слишком строго. Эксперимент продолжался два года и сде лано за это время немало. Одних только рационализаторских предложений внесено больше сотни. Проектную производитель ность станков перекрыли. Перестроили весь участок, поставили станки по-иному и в результате запутанно-извилистый 800-метро вый путь деталей спрямили, довели до восьмидесяти метров. Изучив режимы реза ния, создали поточную линию, а уж о том, какая это была радостная победа, очень хорошо рассказал сам Шубин в брошюре «Реформа в рабочей спецовке»: «...начали собирать механизированную линию, стали монтировать механизмы загрузки, програм
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2