Сибирские огни, 1973, №8
«модную» теорию: о том, будто в наше время уже не рабочие, а управляющие стали решающей силой на производстве. Я не знал, что вскоре после этого разго вора Шубин взял в заводской библиотеке целую охапку книг по научной организации труда и социологии. Но однажды захожу к нему домой и застаю его за чтением... Тейлора! — Как раз кстати явился,— воскликнул Владимир. — Продолжим наш разговор. Прелюбопытное место, я тебе скажу, есть в рассуждениях у этого Тейлора: очень убе дительно сам себя разоблачает. Вот послу шай-ка!.. И, взяв книгу в руки, расхаживая по комнате, Шубин прочитал «в лицах» диалог с носильщиком чугуна Шмидтом, которого Вифлеемская стальная компания заставила почти в четыре раза увеличить ежедневную выработку. «— Шмидт, во что вы себя цените? — Я не понимаю, что вы хотите сказать. — Я хочу выяснить, дорого ли вы стоите или же столько же, сколько и эти остальные нестоящие парни. Я хочу знать, хотите вы зарабатывать 1 доллар 85 центов в день или же вам довольно тех 1 доллара 15 цен тов, которые зарабатывают все эти нестоя щие люди? — Хочу ли я зарабатывать 1 доллар 85 центов в день? Дорого ли я стою? Да, да, конечно, я дорого стою! — Если вы действительно дорого стоите, то вы завтра будете в точности делать то, что вам скажет этот человек, с утра до но чи. Когда он прикажет вам поднять болван ку и пойти, вы поднимете ее и пойдете, а когда скажет, чтобы вы сели и отдохнули, вы сядете и отдохнете. И вы будете это делать в течение всего дня. И затем еще одно: не болтать зря! Человек, который дорого стоит, делает в точности то, что ему прикажут, и не болтает зря...» Захлопнув книгу, Шубин рассмеялся: — Ну, как — вот оно, налицо, распреде ление меры ответственности рабочего и ме неджера? Ничего себе НОТ, а? Заметь, сам же Тейлор называет это «довольно грубой манерой разговаривать», но оправдывает ее: надо, мол, отвлечь человека от понима ния той простой истины, что за мизерную прибавку его заставляют делать чрезвычай но тяжкую работу. И вот еще на что я об ратил внимание: то и дело морчит Тейлор и жалуется на «умышленную вялость» движений рабочих. И сравнивает их не больше и не меньше как с гориллами... И отказывает им в самой возможности понять суть научной организации труда — «по от сутствию ли образования, или вследствие недостаточности умственных способностей». — Все так, Володя,— говорю ему с наме рением втянуть еще дальше в этот разговор, —но ведь сейчас та же стальная компания, если она, конечно, еще существует, к про блемам НОТ подходит, надо полагать, уже по-иному: научно-техническая революция заставила заговорить о «вложениях в чело века». Американский экономист Гэлбрайг подсчитал, что доллар, израсходованный на повышение интеллектуального уровня, даег больше прибыли, чем затраченный на же лезные дороги, плотины, станки и другие материальные ценности. — Ну, это, положим, как раз не новость, — возражает Шубин, заметно сердясь. — Еще Энгельс писал, что буржуазия дае! рабочим образование лишь в той мере, в какой это отвечает ее интересам. Кстати, если уж пошел у нас теоретический разго вор, хочу спросить: ты читал сборник о ре зультатах обследования бюджетов времени в тринадцати капиталистических и социали стических странах? Почему среди наших рабочих почти в шесть раз больше учащихся в вечерних и заочных школах, техникумах и институтах, чем в США? Почему у них массовые обследования не выявили ни од ной более или менее значительной группы рабочих-рационализаторов?!. Приходится поднимать руки вверх и пе реводить разговор в другое русло. Прошу рассказать подробнее, что это за экспери мент — бригадиры по очереди. Нет ли тут издержек, так сказать, полемики действи ем: предположим, неверно, что только 5 процентов людей наделены да.ром прояв лять руководящую инициативу, но вряд ли справедливо и обратное утверждение — будто руководить коллективом сможет каж дый. — Да пойми ты,— горячится Шубин,— мы не ставим задачу сделать всех поголов но бригадирами, но стажировка в этой роли в течение нескольких месяцев полезна каж дому: после этого человек уже иными гла зами смотрит на свою работу, видит пер спективы коллектива, если хочешь — мыс лит более масштабно! Поначалу многие на заводе отнеслись к этому эксперименту иронически: — Когда вы кончите игру в бригадиры? —допытывался у Шубина главный инже нер. А начальник цеха сердился каждый раз, когда сталкивался с просчетами стажеров: — Можно считать, что теперь я у вас в бригадирах! Но шло время, люди избавлялись от робости, и постепенно раскрывались органи заторские таланты. — Делайте, что хотите!— такова была первая бригадирская «установка» Дмитрия Паршина, вызвавшая бурную реакцию все го коллектива. — Как это «что хотите»? —подступал к стажеру Штолев. —Ты бригадир — и давай планируй, распоряжайся, докладывай о нуждах бригады! Прошло время, и начальник цеха стал сетовать уже не на робость Паршина, а на его «излишнюю» требовательность: — Заходит в кабинет и заявляет: «Учти те, не буду я ходить по нескольку раз из-за плохой подачи заготовок. Я не толкач, а бригадир». Каков стал, а? Вот выучили на свою шею! Бригадирская стажировка позволила кол лективу хорошо разобраться в тонкостях внутрицехового планирования и взять па себя работу, прежде казавшуюся невообра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2