Сибирские огни, 1973, №8

который помер там — то ли от горячки, как говорили князю, то ли ог яда, как думал сам князь. Недоброе предзнаменование чуял в этом назначении Курбский. Уже давно, с тех пор как царь отдалил от себя Сильвестра и Адашева и резко разорвал с боярской думою, закралась в душу князя тревож­ ная смута и не отпускала его, не давала ему спокоя. Видел он, как из­ менился царь, как загорелся настырной злобой и беспощадной нена­ вистью ко всем, кто еще недавно был дорог ему и близок. Последняя ночь, которую предстояло провести князю в Москве, была особенно тягостна и уныла. К давним, ставшим еще острей, пред­ чувствиям присоединились, захватившие его как наваждение, угрюмые мысли об одиночестве и своей беззащитности, так явственно теперь осознанной князем. С грустью, больной, как обида, думал он, что, быть может, никогда уже более не доведется ему видеть Москву, слышать ее колокола, ходить в ее храмы, думал и сам не понимал — почему при­ хлынули к нему эти мысли, почему уныние, которое никогда ранее не бы­ ло ему ведомо, вдруг обуяло его с такой силой? И, как прежде, кинулся он в свою заветную келью, — кинулся к своим свиткам и книгам, надеясь в их спокойной мудрости, в тишине, наполненной его духом и его сокро­ венными мыслями, обрести нужную ему твердость и силу. Слуг он всех отпустил, даже сцражу не оставил у главных ворог. Один только Васька Шибанов, верный и незаменимый его служка, оставался на конюшне, чтоб утром подать князю коня. Ярко горели три толстых свечи... Князь неровно и быстро писал на большом листе отбеленной голландской бумаги, часто откладывая перо и надолго погружаясь в угрюмое забытье. 9 Выученик мудрейшего и благочестивейшего монаха с Нового Афо­ на— Максима Грека, Курбский с малолетства пристрастился^ к чтению и писанию. От своего учителя усвоил он латинский и греческий и, вместе с пониманием иноязычия, приобрел многие знания, заключенные в ла­ тинских и греческих книгах. Максим Грек исправлял и переводил на славянский язык разные богослужебные книги и, в первую очередь, толкования на них — толкование Псалтыри, деяния апостолов, разные апокрифы и сказания и приобщал ко всему этому молодого княжича, напитывая его целомудрием и умиротворяя его юную душу мудростью богословия. Но ни знания, ни благолепие его отрочества, ни иноческие настав­ ления его добродетельнейшего учителя возлюбить худые одежды, ху­ дую пищу, огорчать плоть свою суровым житием не убили в нем дерз­ кий и мужественный дух воинственных предков его — удельных яро­ славских князей. Не сутана стала его одеждой, а золоченые доспехи воеводы, — и стезя войны повела молодого князя к славе и почестям. Он ходил на Казань, бился под Астраханью, воевал Ливонию... Ратные дела, походы, войны наполнили князя суровым равнодушием и презре­ нием к праздной мирской жизни: не любил он ни царских пиров, ни буй­ ных потех со скоморохами, ни соколиной охоты, куда часто зазывал его царь... Но страсть к книгам, к чтению, к писанию не вытравилась из него. И еще одно семя, брошенное в его душу радетельным монахом, проросло и вызрело в нем, пустив неистребимые корни, — это яростная непримиримость к несправедливости и насилию, к неправедности и бесчестию, к разгульности и жестокости, ко всему, что не по правоте, а по прихоти сильных творилось на Московии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2