Сибирские огни, 1973, №7

Искусство П. Муратов ХУДОЖНИК ИВАН ЛАВРОВИЧ КОПЫЛОВ Иван Лаврович Копылов родился в семье священника. Его отец распространял среди бурят христианство и потому жил не в городе, не в русском селе, а в центре Алар- ского аймака «язычников». К той же деятельности миссионера готовил он и сына. Когда Ивану исполнилось восемь лет, отец отдал его в Иркутское духовное училище, а после окончания училища — в Иркутскую духовную семинарию. Двенадцати лет Иван Копылов лишился отца и, оставшись без влиятельного руководителя, начал развивать свои способности в ином направлении, чем то было уготовано отцом. Пение по нотам, музыка и — еще больше — рисование1, влекли его к себе неудержимо. Одаренного выпускника семинарии направили в Казанскую духовную академию. Копылов поехал в Казань, но к тому времени искусство уже занимало его больше, чем карьера священника. Желание быть художником побеждало и природную робость, и понятную нерешительность новичка. Вместо духовной академии, где его ждали, Копылов проводил время в Казанской художественной школе, где его не ждали и где таких, как он, начинающих, всегда было предостаточно. В толпе новичков одаренного Копылова, однако, скоро заметили, посоветовали ему учиться серьезно, и он с радостью расстался с духовной академией. Способности, помноженные на молодую энергию, так быстро двинули развитие 1 В числе обязательных дисциплин в духовной семинарии было пение по нотам. Рисование поощрялось, как путь к иконо­ писи. Очевидно, новое не ищется, оно у мастера рождается само собой в по­ рядке углубления работы и углубле­ ния самого себя этой работой. К. П е т р о в-В о д н и н. художника Копылова, что уже через полгода ему показалось тесно в Казани. Вместо того, чтобы проходить полный художественный курс школы, рассчитанный на середнячков, он решил сразу поступить в Академию художеств. Шел 1904 год. Петербургская молодежь, в том числе студенты Академии художеств, жила мыслью о революции. Со всем пылом молодости и Копылов окунулся в революционную работу, но вскоре был сослан в Восточную Сибирь за принадлежность к РСД РП . Ссылка длилась недолго. Весной 1905 г. Копылов по амнистии получил право вьез- жать в центральные города и поздней осенью того же года приехал в Петербург. Жизнь Копылова в Петербурге потекла по двум руслам. Он стал агитатором РСД РП на заводах, организовал союз трамвайных работников. Одновременно он прилежно учился в мастерской художника Зайденберга (Академия художеств в связи с революционными настроениями студентов была закрыта). Некоторое время искусство и партийная работа занимали в жизни Копылова равное положение. Общий спад революционного напряжения К началу 1906 г. отразился и на Копылове. Он отошел от деятельности пропагандиста РСД РП . В условиях реакции уже нельзя было открыто и вдохновенно произносить речи о цели и смысле революционной борьбы, необходимо было взвешивать слова и поступки, если дорога была свобода, но Копылов этого не умел. Домашнее воспитание и семинарское образование развили у Копылова эмоциональное направление ума, трезвая мысль выступала у него в ра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2