Сибирские огни, 1973, №7

ву, к развитию свободы и к свободному развитию человека и общества»... Так чем тогда Эстетическое отличается от нравственного, от экономического? Выявлению природы и специфики эстетического способствует введение в эстетику категории «мера». Мера выступает и как со- измеритель эстетической ценности. Осваивая объективный мир, в практике, человек осваивает различные меры предметов и явлений, выделяет меры наименьшей, средней и наибольшей полноты проявления в предметах и явлениях их достоинств, качеств, свойств и т. п. Прекрасное, возвышенное связаны всегда с мерой наибольшей полноты. Эта мера индивидуальна у каждого человека, исторически ограничена у каждого общества, поскольку зависит от уровня освоения мира. «Мера вещей» лежит в основе формирования у людей эстетических вкусов и идеалов, в основе эстетического творчества. Недостатком книги Л. Столовича является и то, что автор мало внимания уделяет связи эстетической ценности с ее социаль­ ной, нравственной, политической значимостью. Только в последней главе «Сущность художественной ценности» автор касается психологического, этического, научно-познавательного аспектов искусства. Здесь он правильно замечает: «Художественность, как мера ценности произведения искусства определяется такими его «параметрами», как важность с о ц и а л ь н ы х проблем, значительность общественных идеалов, как глубина п о з н а н и я жизни и уровень творческого мастерства, богатство выраженного в произведении п с и х о л о г и ч е с к о го состояния художника... Художественная ценность искусства предполагает его способность доставлять эстетическое н а- с л а ж д е н и е и оказывать в о с п и т а т е л ь н о е воздействие». Хотелось бы, чтобы названные «параметры» раскрыты были в книге глубже, многостороннее, и не только в области искусства, но и в области всего эстетического творчества. Без этих «параметров» трудно представить природу эстетической ценности. А. ПЕПЕЛЫШЁВ ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2