Сибирские огни, 1973, №7
логического подхода к эстетике (в особенности если отражение трактуется как зеркальное воспроизведение и противопоставляется процессу творчества) создает другую метафизическую крайность. Такого рода вульгарный гносеологизм так же, как и вульгарный социологизм, бесплоден для изучения эстетических и художественных ценностей». Безусловно, нужно исследовать многообразные аспекты и функции искусства, и в настоящее время к разгадке природы эстетического привлекаются и кибернетика, и теория информации, и семиотика, и аксиология. Л. Столович в книге «Природа эстетической ценности» применяет к проблеме эстетического теоретико-ценностный, или аксиологический, подход, который в настоящее время разрабатывается в марксистско-ленинской философии. Конечно, аксиологический подход необходим для исследования эстетических явлений, обладающих ценностной природой. Искусство не только отражает действительность, но и дает ей оценку. Автор совершенно справедливо утверждает, что эстетическая ценность объективна, потому что она включает, независимо от человека, существующие природные качества явлений действительности, потому что объективно, независимо от сознания и воли человека, существует взаимоотношение этих явлений с человеком и обществом, взаимоотношение, образующееся в процессе общественно-исторической практики. Оценка же субъективна, она есть выражение субъективного отношения к ценности, и поэтому может быть как истинной (если она соответствует ценности), так и ложной (если она ценности не соответствует). «Ценность выражает практическую связь и именно поэтому о б ъ е к т и в н а . Оценка же с у б ъ е к т и в н а как выражение одного из видов т е о р е т и ч е с к о г о отношения объекта и субъекта». Эстетическое отношение существует как взаимосвязь объекта и субъекта, однако в результате исторического развития объективная и субъективная стороны эстетического отношения обрели относительную самостоятельность. Объект эстетического отношения существует и тогда, когда его никто не воспринимает, а, с другой стороны, развитие субъективной стороны сформировало эстетическую способность людей — вкусы, идеалы, взгляды, которые существуют не только в момент эстетического восприятия. Л. Столович не только правильно, с диалектико-материалистических позиций, подходит к природе эстетической ценности, но и показывает роль оцениваемого явления в жизни человека. «Диалектика общественного и индивидуального присутствует в объекте эстетического отношения, и это не умаляет его объективности, поскольку индивидуум участвует здесь практически, а потому и объективно, эстетическое сознание человека отражает (конечно, не пассивно, а творчески) результаты и объективный процесс и общественной, и индивидуальной практической деятельности». Явление может обладать разным значением для различных индивидов, для различных социальных групп и классов. В этом смысле и правомерно ставить вопрос о разных индивидуальных или групповых ценностях. Но наряду с этим надо говорить о значении того или другого явления для общества в целом и, следовательно, о подлинно общественных ценностях. Заслуживает внимания исследование автором оценочной природы эстетического вкуса и эстетического идеала. В частности, показывается, что вкусовая оценка в значительной мере интуитивна, она эмоционально предшествует рациональному эстетическому суждению. Это объясняется непосредственностью вкусовой оценки. В письме к А. М. Горькому М. М. Пришвин писал: «У меня большой вкус к слову, я не через идеи понимаю, и говорю об идеях, когда уже вытер очки от радостных слез...». Но интуитивность вкуса не мистична, ибо эстетический вкус, как и любая психологическая установка, образуется в процессе предшествовавшего эстетического опыта, суммируя бесчисленные эстетические восприятия и переживания. «Хороший вкус как способность к истинным оценкам, т. е. оценкам, соответствующим ценностям, сам является ценностью личности». В книге рассматривается значение эстетического для психофизиологии органов чувств, целесообразность красоты, знаковое значение художественного образа, соотношение утилитарного и эстетического. Эстетическая ценность, резюмирует автор, «имеет множество значений. Она обладает в определенной мере и значением для физиологического функционирования органов зрения и слуха, и значением для творческих потенций человека, и значениями для самых разнообразных общественных отношений (практических, политических, нравственных и т. д.) для определения места человеческой личности в системе этих отношений». Нет слов, аксиологический подход к эстетическому позволил Л. Столовичу объяснить многие трудные вопросы нашей эстети-, ческой науки. И, тем не менее, все-таки сущность и специфика эстетического осталась невыясненной. Основное внимание автор уделяет доказательству объективности эстетического, доказательству, что эстетическое возникает на основе практики. Хорошо, в этом он, допустим, убедил читателя. А дальше? Какова же специфика эстетического? В книге на сей счет мы найдем абстрактные и туманные положения. Вот как представлен, например, критерий эстетической ценности: «Критерием эстетической ценности предмета является образующееся в процессе общественно-исторической практики объективное отношение его к общественному человеку и человеческому общест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2