Сибирские огни, 1973, №7
Сдержанность, лаконизм, отсутствие какой бы то ни было аффектации, маскирующей нередко у некоторых поэтов внутреннюю пустоту их геров,— вот основная черта, отчетливо проступающая в песнях поэта. Здесь доверительность интонации, искренность чувства сочетаются с неброско- стью, точностью поэтических образов. Подлинное человеческое тепло и задушевность ощущаются в одном из лучших стихотворений книги В. Озолина «Одна строка». Но здесь же — и острота, даже драматизм чувств героя. Поэт бьется над строкой, в которой бы отобразилась жизнь, ее «очертанье:., и дыханье, и цвет, и звук, и тень, и свет». И вот как неожиданно приходит прозрение: Как поражен я был, когда Однажды принесла мне почта Одну-единственную строчку: Прощай, мой добрый, навсегда. Печальной женщины рука Пером неопытным водила: Но как здесь слиты воедино Прощенье, нежность и тоска! Вот и трудись! А жизнь возьмет Петлю банальнего сюжета И горло бедного поэта Строкой единственной сожмет. Здесь поэт пристально вглядывается в жизнь, рассказывает о невзгодах и мытарствах своих одногодков, рожденных в тридцатом году; о тетке Дарье, которая, как и другие солдатки, проводившие мужей на фронт, «примеряла телогрейку и штаны», чтобы встать у станка или сесть за рычаги трактора; о том, как «чужое горе людям выспаться не дает». Размышляя о месте поэта в обществе, В. Г>золин говорит: . Я — «ноль три». С давних лет — фантазер, гитарист, сочинитель! Со своею судьбой добровольно я связан навек... Тихо вечер крадется... Ну что же вы мне не звоните? Я готов. Я приду, если снова в беде человек. Одно из стихотворений посвящено отцу автора книги, тоже поэту, в тридцатые годы строившему маяки у берегов Камчатки: Ты твердо шел. Твои глаза чисты. ]■ Теряя нарты, «. путая дороги, Ты жег поэм последние листы, т' Спасая обмороженному ноги, т- Сдавало сердце, . , ,. десны жгла цинга, “ Но ты твердил, |0- что надо, надо, надо! В мужественной будничной работе, шлифуется и закаляется характер героя В. Озо- *ина. Он весь перед нами. Простой и сложный, любящий и негодующий, никогда ни к ^му не остающийся равнодушным, потому что он всегда ведет бой за доброту, за чистоту человеческих отношений, основанных на принципах коммунистической морали. Хочется особо отметить, что ядро сборника «Песня для матросской гитары» составили гражданские стихи. И не потому ли, что вся книга Вильяма Озолина, как говорится, крепко сбита, мне показалось, что автор поступил несколько опрометчиво, включив в нее такие стихи, как «Где я ночевал» и «Март». В первом — какое-то самолюбование: где, мол, только не ночевал герой! Во втором — игра слов, состоящих из одного слога — «Март! Март! Март!... старт! Свет! Плеск! Звон! Каи! Хлюп! Дзин!» — не несет в себе эмоционального заряда, важной мысли. Может, на первый взгляд, показаться, что поэт недостаточно добросовестно порой относится к рифме. Но сделай он рифмы поточней, как говорится, поприлизанней, и пропадет в стихах та неподдельно-волнующая, подкупающая читателя своей простотой, угловатость, которая идет от самой жизни. Г. КОЛЬЦОВ Алексей Вальдю. Сказки бабушки Лайги. Хабаровск, кн. изд., 1972. Алексей Вальдю — зачинатель литературы ульчей, немногочисленной народности, живущей в нижнем течении Амура. Сказки А. Вальдю «У костра» впервые появились в 1953 году в журнале «Дальний Восток» и сразу привлекли внимание своей свежестью и непосредственностью. В 1956 году в Хабаровске вышла его первая книжка «Жизнь и сказка», а в 1960-м— сборник рассказов «Ошибка Пираки Сенкинча» о современной жизни ульчского народа. В Ленинграде были опубликованы его «Сказки народа нани» на ульчском языке. Рассказы и сказки А. Вальдю печатались в ряде сборников и журналов. Недавно в Хабаровске издана новая книга А. Вальдю — «Сказки бабушки Лайги». Художественная одаренность ульчей нашла свое выражение в их богатом народном творчестве— в песнях, легендах и сказках. А. Вальдю широко пользуется в своих произведениях фольклорными мотивами, но, вместе с тем, он выступает как автор вполне оригинального и своеобразного литературного жанра. Открывающий книгу раздел «Жизнь и сказка» содержит ряд произведений, известных по первому сборнику писателя; Сказочные сюжеты и образы в них переплетаются с явлениями нашей советской действительности, фантазия—с явью, правда—с вымыслом; здесь поистине «быль сплетается со сказкой и расцветает в сказке быль». Повествование ведется от лица колхозного бригадира, опытного промысловика, умудренного жизнью человека Ното Зо- ринча. В: его рассказах .возникают. ! тради
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2