Сибирские огни, 1973, №7

пая перед военными журналистами города Москвы, скажет: «Недавно мне попала в руки книжечка полковника Борзунова, в которой очень правдиво, честно рассказывается о солдатском мужестве и о мужестве журналистов. А почему? Да потому, что сам Семен Михайлович с начала до конца войны был на фронте...». Но это все будет сказано позднее. А тогда, во время форсирования Днепра, фронтовой газетчик капитан С. Борзунов даже не подозревал, что он такой же герой, как и описанные им разведчики, вместе с которыми он вел бои за захват Букринского плацдарма на правом берегу Днепра, что он — первый военный журналист, форсировавший Днепр... Позднее он вместе с советскими войсками форсировал еще и Вислу, и Одер, и Нейсе. Участвовал в сражении за Берлин и в освобождении Праги. Был награжден несколькими боевыми орденами, в том числе— орденом Боевого Красного Знамени, и многими медалями. Все это я говорю затем, чтобы обратить читательское внимание на тот пласт, не всегда видимый нами, который лежит под всяким настоящим художественным или документально-художественным произведением, и в частности под произведениями С. Борзунова. Того, что выпало за войну на его личную долю, хватило бы не на один роман. Вот почему мы все время видим рядом с плечом его героя собственное его плечо, рядом с их дыханием слышим и его дыхание И все-таки произведения, которые составили книгу «На линии огня», невзирая на очевидный эффект авторского присутствия в них, произведения эти — не об авторе. Они — о его боевых друзьях. Автор, каждый раз представляя нам своих героев и как бы не желая заслонять их собою, тут же отходит в сторону. Тоже — черта примечательная. Отходит, однако, не настолько далеко, чтобы оставить героя один на один, в сиротливом одиночестве. Но и солдат Чолпонбай Тулебердиев— главный герой повести «Не первая атака», и танкист, Герой Советского Союза, а ныне еще и Герой Социалистического Труда, Петр Афанасьевич Трайнин — одно из действующих лиц документальной повести «Ради нескольких строчек», и старший политрук Иван Михайлович Колыванов из рассказа «Комиссар», и пулеметчик Мирза Хабибулин — герой рассказа «Цветы и кровь», —все они много потеряли бы, если бы рядом с ними, не вдали от них, мы постоянно не ощущали бы их боевого друга, автора будущих произведений о них. Они лишились бы того, что называется чувством достоверности и что вызывает чувство читательского Доверия к герою произведения. Если бы меня спросили, кто же главный герой этой книги, объединившей под своей крышей не один десяток героев, я бы ответил: «Боевое товарищество, память о нем...» 12 Сибирские огни № 7. В самом деле, какую бы повесть, какой бы рассказ или очерк ни взяли мы — в основе каждого из них лежит мысль о несгибаемой силе боевого товарищества. Памятью о нем и его носителях — живых и мертвых героях этих произведений — пронизана вся книга. В этом — ее пафос и ее достоинство. У Семена Борзунова нет отрицательных героев. Герои eró произведений — Герои с большой буквы. Это люди, которые жили, боролись, умирали и побеждали ради вели- •кой цели — ради свободы и независимости своей Родины. И потому так прекрасны они в своем порыве, запечатленном писателем. Потому так безоглядно влюблен в них он сам. Да и как в них было не влюбиться! Вот солдат-киргиз Чолпонбай в последние минуты жизни, перед смертельным броском на амбразуру вражеского дота. «Первые крики «ура!» еще не смолкли, а Чолпонбай уже хотел оторваться от земли, хотел... Но тяжесть, страшная, смертельная, еще никогда не испытываемая тяжесть будто придавила его, приплюснула...». Но солдат преодолел эту страшную минутную тяжесть. Он вспомнил, как перед боем давал клятву, и он поднялся. Ибо «он знал, что у н а с т о я щ е г о человека слово равно делу. Каждое слово должно подтверждаться делом». Его делом в этом бою — так уж сложился этот бой, так уж выпало ему, Чолпон- баю Тулебердиеву! — было броситься на амбразуру, чтобы ценой своей жизни проложить путь вперед своим товарищам. Вот другой герой— лейтенант Виктор Колосов, в раздумий озирающий землю вокруг себя, за которую через несколько минут надо будет подняться самому и поднять в атаку свое подразделение. «Вчера Виктор поразился: в канаве увидел колокольчик. Живой, лежал он и цвел, хотя его засыпала листва. Его почти прозрачное бледно-фиолетовое пламя выбивалось из- под палых листьев клена и ясеня... И сейчас из-под листвы отгоревших раздумий, из-под завала огорчений и тревог, подобно колокольчику, проступало еще не осознанное ощущение вечности, новизны и яркости жизни...». Героем повестей и рассказов С. Борзунова является также родина, родная земля, ради освобождения и воскрешения которой из пепла ведется этот почти четырехлетний смертельный и победительный бой. Земля эта не мертва, не бездушна, ибо она одухотворена присутствием человека. И хоть человек этот, советский человек, и с ружьем, но он не перестал быть человеком. Он видит, слышит и понимает родную землю и родную природу. Вот в минуту затишья, невдалеке от переднего края врага, лежат на берегу Дома, в своих ячейках, два солдата. «Оба смотрят на Дон. Смотрят долго и неотрывно. На

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2