Сибирские огни, 1973, №7

Таково свойство нормального человека, свойство психологии всякого здорового духом народа, более того — таков показатель степени его цивилизованности. Не зря же А. Пушкин говорил: «Уважение к минувшему — вот черта, отделяющая образованность от дикости». В этом смысле совсем не случайным, а — наоборот — весьма закономерным представляется нам факт все более возрастающего писательского внимания к героике и повседневности фронтовых будней, освещенных негасимым заревом отгремевшей войны. Тем более, что поколение воевавших еще живо и полно сил. Оно-то, это поколение, и продолжает писать главные страницы летописи войны. В. Астафьев и Ю. Бондарев, И. Боголюбов и Г. Бакланов, В. Быков и Б.' Васильев, К. Симонов и А. Ча- ковский — это лишь малая часть имен, стоящих па титуле новых книг о войне. А рядом с ними — поэты, начиная с А. Твардовского, который до последних дней жизни писал свою книгу памяти войны, и кончая М. Лукониным и С. Наровчатовым, А. Ме- жировым и Б. Слуцким, М. Дудиным и С. Орловым, чье творчество и сегодня освещено светом тех трассирующих пуль, которые летели над ними в годы их молодости... В одном ряду с впечатляющими полотнами эпики и пронзительными строками лирики в последние годы встали многие тома военной мемуаристики, принадлежащие перу выдающихся военачальников и героев Отечественной войны. Несмотря на их строгую документальность — а может быть, в первую очередь именно благодаря ей — литература эта вызвала к себе огромный интерес. Итак, два потока литературы о войне. А между ними, этими двумя потоками,— потоком художественной эпики и лирики и потоком строго документальной мемуаристики, на самом стыке их,— образовался еще один поток, родившийся от слияния факта и документа с художественным словом писателя. Этот-то поток и получил название документально-художественной прозы. И эта-то проза, появившись сравнительно недавно и быстро утвердившись, несет широкому читателю галерею живых портретов исторических лиц и конкретных участников войны, с которыми так жаждет встретиться наш читатель. Здесь можно было бы назвать не одно писательское имя и не одно произведение, относящееся к этому роду литературы. Но я ограничусь одним, которое, как мне кажется, несет на себе приметы всех главных особенностей данного жанра. Я имею в виду книгу Семена Борзунова «На линии огня». Книга эта посвящена годам Великой Отечественной войны и состоит из произведений-воспоминаний о ней, а произведения эти писались на войне, и после войны, на протяжении многих лет, вплоть до наших дней. В книге — несколько повестей, рассказы, литературные портреты. Среди них сразу хочется отметить повести «Не первая атака», «Неуловимые» и рассказы «Цветы и кровь», «Комиссар». Они построены по всем канонам, свойственным жанру повести и рассказа. И все же это — не просто повести и не просто рассказы в обычном смысле слова. Дело в том, что их герои — конкретные люди, многие из которых живы и сейчас, а коллизии, в которых они действуют в этих произведениях, имели место в жизни. Здесь нет вымысла. Тем больше та трудность, что стояла перед автором, решившим написать художественное произведение, не отходя от принципа документальной правды. К этой особенности книги «На линии огня» мы еще вернемся. А сейчас мне хотелось бы только сказать, что с той трудностью, которая вытекает из самой особенности этого жанра, автор с честью справился. Второй особенностью и важнейшей чертой этой книги является то, что она — насквозь автобиографична. Не в том смысле, что автор пишет в ней о себе. А в том, что о ком бы он ни рассказывал, мы все время чувствуем зримое или незримое его присутствие, его соседствование рядом с героями повествования. Да это и не удивительно: ведь все герои книги С. Борзунова — его личные фронтовые друзья, независимо от того, рядовые это солдаты или генералы. Всех их он знает не столько по записям их рассказов, сохранившимся в его фронтовых блокнотах, сколько по совместной с ними боевой жизни на войне: спали под одной крышей, ели из одного котелка, в атаку ходили вместе. Последняя фраза сказана мною не для красного словца. Семен Борзунов — с первого дня войны на фронте, сначала в танковой дивизии, а потом —■ как корреспондент дивизионной, армейской и фронтовой газет. Он участвовал в боях под Тернополем и Киевом. Выходил из окружения. Воевал на Волховском фронте и на Курской дуге. В полосе наступления 1-го Украинского фронта он вместе с четырьмя разведчиками — Н. Петуховым, И. Семеновым, B. Сысолятиным и В. Ивановым — под огнем врага форсировал Днепр, а потом написал об этих разведчиках в своей газете. Много лет спустя член Военного Совета 1-го Украинского фронта генерал-полковник К. В. Крайшоков в своей книге «От Днепра до Вислы» напишет: «На нашем фронте первыми форсировали Днепр разведчики мотострелкового батальона 51-й гвардейской танковой бригады, которой командовал Герой Советского Союза подполковник М. С. Новохатько. С первым десантом под огнем врага направился и корреспондент фронтовой газеты капитан C. М. Борзунов...» А Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов еще позднее, 9 мая 1964 года, высту

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2