Сибирские огни, 1973, №7
...здесь — всея Руси великой — чада самые бесстыжие — живут: воры всех мастей, сортов и наций, у кого вся жизнь — тюремный срок, мастера поганых махинаций, коршунье со всех больших дорог, шулеришки и антисемиты, чьи мозги прожег заморский крап, чьи тузы не в играх, в битвах биты, зубы редки, руки — как у баб. С исключительной силой запечатлен в поэме образ главного героя, мужественного советского человека, сумевшего преодолеть личную беду, «для друзей и Родины сберечь» свою незапятнанную душу: Ни при чем здесь я, скажу по чести, человек душевный и простой, но терплю, живу с волками вместе, крепко спутан волчьей клеветой. Испытав мороз и голод молча. Грудью встретив камни и ножи, горд я тем, что не завыл по-волчьи, в волчьих стаях молодость прожив. Даже крик свой, рвущийся наружу, в горле сж ав, чтоб не рвануться в бой, шел я жить в предутреннюю стужу, как на волю — в каменный забои! Черный труд свой не прокляв ни разу, в жизни — никого не сбивший с ног, горд я тем, что душу от заразы — для друзей и Родины сберег. Поэма «Полюс» осталась незавершенной. Борис Ручьев предполагает возвратиться к работе над нею. * * * В 1949 году Борис Ручьев возвращается на Урал, а затем, вплоть до 1956 года, живет и работает в Киргизии. К этому времени относится начало работы над поэмой «Любава»— вершинном произведении в творчестве поэта 60-х годов. «Любава» для меня — это и юность, и раздумья зрелости, и тот огонек, что светил мне в годы испытаний,— рассказывает Борис Ручьев.— «Любава» — это, быть может, и есть та самая «главная книга», которая пишется всю жизнь глава за главой» («Лит. газета», 1968, 10 января). В 1963 году поэма увидела свет. Она вобрала в себя все главные особенности предшествующего творчества Бориса Ручьева. Поэт вновь посвящает ее Магнитогорску и его первым строителям, незабываемым событиям первых пятилеток. На первый взгляд, это обновленный вариант «Второй родины». Здесь тот же герой, то же время и место действия. Но сегодня, глядя на события более чем тридцатилетней давности с высоты современных достижений страны, поэт сумел заметить многие характерные детали и приметы тех лет, раскрыть многие связи и закономерности, не замеченные им ранее. Ручьев создает широкую эпическую картину жизни страны и народа в эпоху первых пятилеток: До чего ж это здорово было! Той же самой осенней порой как пошла вдруг да как повалила вся Россия на Магнитострой. ...Ш ла да грелась чайком без закуски, по-мордовски — в лаптях напоказ, сгоряча материлась по-русски, по-цыгански бросалася в пляс. Будто в войске, со всеми — по-братски как на битву, союз заключив, шли отменные шагом солдатским то путиловцы, то москвичи. ...А вокруг — только степь на полмира: тусклым камнем рыжеет гора, да навстречу идут бригадиры, комитетчики да повара. У костров, до утра негасимых, под сияньем Полярной звезды здесь во фрунт становилась Россия, все народы скликая в ряды. Однако в центре внимания поэта — становление человеческого характера. Коллективный труд, величие целей и задач строительства, осуществляемых под руководством партии,— все это не могло не отразиться на настроении участников и творцов новой действительности, не наложить отпечаток на их облик и внутренний мир. «Здесь, в Магнитке,— пишет Ручьев,— начиная с 30-х годов, шла и идет борьба за глубинную перестройку человеческих душ, в рабочей семье магнитогорцев родился, растет и мужает новый человек России. Рассказать о нем я считаю благородной задачей писателя» («Челябинский рабочий», 1968, 1 янва- р я )- „ . , Герой поэмы, бывший деревенский батрак Егор, отвергнутый дочерью зажиточного крестьянина Любавой, в поисках лучшей жизни покидает родное село Боровлянку и попадает на Магнитострой. Здесь, «на штурмах бетонного века», закаляется характер Егора, формируются новые взгляды на жизнь. На строительстве Магнитки деревенский парень «прошел высший курс по- стройковых наук», отучившись от страха и бессилия, от равнодушия к социальным бурям эпохи: Пусть дымилась на теле рубаха, кровь по жилам бросалась в разбег, наторел я работать без страха ради чести,—за трех человек. Узнав о трудовой славе Егора, приезжает в Магнитку и Любава. Герои любят друг друга, но между ними слишком велика разница во взглядах на жизнь, слишком крепки в Любаве религиозность и предрассудки патриархальной деревни. Все это приводит к трагическому разрыву между героями. Но покидает стройку Любава во многом уже обновленной, в чем-то отказавшейся от своих прежних взглядов. Так, за частным конфликтом между Егором и Любавой встает другой — общественный, социальный конфликт, ибо взгляды героев иа жизнь определяются, в конечном счете, различными социальными укладами (Боровлянка и Магнитострой). Все это ставит «Любаву» в один ряд с выдающимися поэтическими полотнами последних лет. Поэма «Любава» составляет лишь одну часть . из задуманной Борисом Ручьевым
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2