Сибирские огни, 1973, №7
Ты — в своем обмороженном теле — красным солнышком душу пронес. Это в то же время и символ верной и преданной женской любви: ...в краю глухих полярных зим, в распадках горных, в сумраке таежном ты станешь красным солнышком моим. Чем больше вчитываешься в стихи Ручье- ва, тем все более и более убеждаешься, что образ «красного солнышка» — это и олицетворение народной веры, и символ матери- Родины, неразлучной с героем и в самые счастливые, и в самые безрадостные дни его жизни. Говоря о любимой, о силе ее чувств, о стойком ее мужестве, характерном для большинства русских женщин, о «святой женской тоске», поэт не ищет громких фраз и необычных сравнений. Традиционные образы обретают в его стихах свежее, оригинальное звучание: Будто ждешь, как девка, любишь, как невеста, терпишь, как солдатка, плачешь, как вдова. Сквозь снежные вихри «северной пустыни» герой слышит голос своей возлюбленной, ее образ видится ему то в восходящем солнце, то в дорожном мираже, то в синей таежной дали: И ты, совсем живая, близко-близко, Все ласковей, все ярче, все живей, идешь ко мне с тревогой материнской в изломе тонких девичьих бровей. Еще пурга во мгле заносит крышу и, как вчера, на небе зорьки нет, а я уже спросонок будто слышу: «Хороший мой. Проснись. Уже рассвет»... Женский характер, написанный Ручьевым с большой эмоциональной силой, несмотря на всю его конкретность, является в то же время характером-типом. Поэт постоянно подчеркивает обобщающее значение этого образа, во многом определяющего структуру и стилистическое своеобразие всего поэтического цикла. Творческий мир Бориса Ручьева поистине многозвучен. В нем с равной силой звучат и нежнейшая лирика, и мужественная гражданственность. На основе этого единства личного й гражданского возникает характерное для поэта взаимопроникновение лирического и эпического начал. С наибольшей силой эта особенность его таланта проявилась в поэме «Прощанье с юностью» (1943—1959). Здесь тот же лирический герой, что и в цикле «Красное солнышко»,— честный советский труженик и преданный патриот Родины. Поэт стремится воссоздать живой облик нашего современника с его нелегкой и подчас трагической судьбой. Главную организующую роль в поэме «Прощанье с юностью» играет не столько сюжетная линия, связанная с судьбой лирического героя, сколько история жизни страны, судьба на рода, ставшие объектом его мыслей и чувств. Взволнованная исповедь героя превращается в рассказ о «времени и о себе». Поэтическое кредо Бориса Ручьева раскрывается в следующих знаменательных, на наш взгляд, словах: Хоть раз весь мир в своем увидетьв малом. как видел Ленин, спящий у Кремля. Раскрытию авторского замысла во многом способствует в поэме система лейтмотивов и «сквозных» поэтических образов. Таковы образ рабочего города, «поднявшегося над всею злобой вражьей святой, рабочей, горной высотой»; мотив «заветного непродажного перстенька» и т. д. В открытом, прямом столкновении с врагом герой поэмы выходит победителем, ибо он обладает оружием, «которому и в сказках нет цены»: верой в силы народа и неразрывной спаянностью с ним. Колымские записные книжки поэта, небольшого, со спичечный коробок формата, полуистлевшие от времени и скитаний, хранят наброски многих позднее осуществленных, а чаще всего оставшихся в забвении замыслов. Здесь и глава из поэмы «Горожанка», героиня которой во многом предваряет образ своенравной красавицы Любавы; здесь и добротный отрывок из поэмы «Баня», где тот же лирический герой, что и в поэме «Прощанье с юностью»: Зимней стужей, ж арищ ею летней Мимо станций, заводов и сел Я, еще двадцатипятилетний. В арестантской рубахе прош ел...1 На Севере были задуманы поэмы «Северная сказка» («Дорога в Русь»), «Господин Медведко», «Песня о солдатском счастье» («Россия»), «Орленок», «Левша», «Юноша». Особенно волновала тогда поэта тема «бани», тема «очищения России от родимых пятен прошлого». Через эту «баню» должны были пройти бандиты и спекулянты, воры, фальшивомонетчики, взяточники,— все те, кто мешал нашему обществу в его поступательном движении к коммунизму. Одна из глав поэмы «Баня» символически называлась — «Субботний день России». Записные книжки сохранили наброски поэмы, наметки целой галереи отрицательных типов, которых должен был изобличить в поэме Б. Ручьев. В течение 1942—45 годов создавалась поэма «Полюс». В какой-то мере она была реа лизацией его прежнего замысла. Лириче ский герой поэмы рассказывает о своей жизни на Севере, о том, какие лишения пришлось ему вынести, столкнувшись с це лой сворой оголтелых преступников, утра тивших человеческий облик: 1 Отрывки из поэм «Баня» и «Полюс» пуб ликуются впервые с согласия поэта по ру кописям. хранящим ся в его архиве.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2