Сибирские огни, 1973, №7

жетах, в основу которых положены рассказы о проявлении высокого мужества и героизма советскими людьми. «Чигиринская вдова», вступившая на путь беспощадной партизанской борьбы с фашистами; сестра повешенных немцами партизан, поклявшаяся, что «чужеземным новоселам на Руси житья не даст»; опозоренная насильниками украинская дивчина в своей гневной решимости отомстить за позор и бесчестье; орловский комсомолец, заживо похороненный фашистами; донецкий шахтер, под носом у захватчиков взрывающий родную шахту, мать киевского партизана, мужественно молчащая на допросе; старая бабка, рассказывающая внуку о том, как его отец и дед сражаются с фашистами,— всех этих советских людей объединяет единое чувство гнева и мести, решимости выстоять до конца в своей справедливой схватке с врагом. * * * В «краю глухих полярных зим», где привелось Борису Ручьеву «обживать пустыни, сторожить границы, уходить в разведки, строить города», родился проникновенный лирический цикл «Красное солнышко» (1943—1953). Стихи «Красного солнышка» во многом автобиографичны. Но «какова бы ни была степень и сила биографичности и «испове- дальности» лирики поэта,— пишет Л. И. Тимофеев,— она обретает свою поэтическую и тем самым общественную значимость, если в ней уловлен и отражен строй определенных общественных переживаний, характерных для данного исторического периода»1. Заслуга Бориса Ручьева в том, что его стихотворения наполнены раздумьями о судьбах Родины, о месте человека в обществе, о его долге перед страной и народом. Лирический герой цикла воплотил в себе лучшие качества нашего современника, ни на шаг не отступившего от своих нравственных убеждений. Пусть, рискуя пропасть без дороги, ты врубался в чащобы тайги, сам лечил на привалах ожоги, сам кедровник варил от цинги. Пусть в безвыходных вьюжных осадах ты от голода падал и слеп и до гроба запомнил, как сладок твой горбом заработанный хлеб. Пусть в поту от горняцкой науки ты не смог научиться беречь молодые, горячие руки, в вечных ранах и шрамах до плеч. Пусть, хлебая студеную воду в полых реках полярных пустынь, ты бросался в упор ледоходу, вместе с жизнью спасая мосты. И ни разу в пожарах и вьюгах заслужить ты упрека не мог. будто ты побежал от испуга, будто в горе друзьям не помог. Пусть, хрипя, задыхаясь в метели через вечный полярный мороз ты в своем обмороженном теле красным солнышком душу пронес. 1 Л. И. Т и м о ф е е в . Александр Блок. Изд-во Московского университета, 195?, стр. 169. Что же помогло ему выстоять, сохранить веру в справедливость, гуманность и доброту? Источником этой веры была для него Родина. Она ободряет его, вселяет непоколебимую стойкость и оптимизм. Родина — это не только «та сторона с дымкой голубой», которая «наделила с колыбели крепкой костью, крепкой головой», но и эта «страшная, нелюдимая», где герой несет суровую службу «без жалоб, как в бою». Так же, как и поэма «Невидимка», поэтический цикл «Красное солнышко» создавался в годы Великой Отечественной войны. И хотя здесь специально поэт не пишет о войне, она незримо присутствует почти в каждом стихотворении. Отсюда в стихах цикла частое уподобление трудовых подвигов воинской доблести, сравнение своего собственного положения с положением солдата, воюющего в тяжелых условиях: У края Родины, в безвестье, живя по-воински, в строю, мы признавали делом чести работу черную свою. Обращаясь к любимой женщине, герой называет ее «солдаткой», призывает достойно и гордо пережить разлуку, учиться мужеству и терпению у матерей, которые когда-то годами ожидали отцов, охраняющих рубежи России. В цикле стихов «Красное солнышко» проникновенно звучит мелодия большой и верной любви. Но и самая интимная лирика Бориса Ручьева выходит за грани личных чувств и полна большого общественного содержания. Любовь изображается поэтом, как чувство глубокое, сильное, всепобеждающее. Оно помогает герою обрести мужество и веру в жизнь, согревает и от лютой северной стужи, и от «душевных холодов». Обращаясь к любимой, с которой его разделяют тысячи километров и годы разлуки, герой говорит: Чтоб знала ты: в полярный холод лютый, в душе сбирая горсть последних сил. я без тебя — не прожил ни минуты, я без тебя — ни шагу не ступил. В галерее женских образов, созданных Борисом Ручьевым, ведущее место, несомненно, принадлежит женщине-зореньке, любовь которой становится символом прекраснейшего из человеческих чувств. Источником образности в цикле «Красное солнышко» зачастую служит фольклор. Многозначен, например, устойчивый фольклорный образ «красного солнышка». Впервые образ этот возник еще в поэме «Невидимка», становясь символом советского патриотизма: «Красным солнышком таится флага красного огонь». В цикле стихов он характеризует душевное мужество героя, его преданность социалистическим идеалам:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2