Сибирские огни, 1973, №7

ли для него самыми тяжелыми переживаниями, которые, по словам поэта, «вновь бросили меня к поэзии и возвратили к жизни» (Борис Ручьев. Магнит-гора. Избранные стихи и поэмы. М., «Молодая гвардия», 1964, стр. 104). Так родились «Стихи о далеких битвах», написанные в январе—феврале 1942 года, когда Ручьев после тяжелых ожогов, полученных при пожаре тайги, оказался прикованным к больничной койке: У дальнего моря я долю кляну, что в горькой разлуке живу я в войну, что в первой цепи не шагаю в бою. и люди не знают про доблесть мою. «Сначала писать было очень трудно, но душа не могла быть без святого, животворного чувства поэзии и, оживая, требовала слова, откровения, исповеди»,— вспоминает Борис Ручьев. Тема войны первоначально возникает в стихах поэта, как тема «далеких битв», отзвуки которых слышатся в долинах Оймякона, а лирическому герою лишь в бреду мнится, что он шагает в шеренге бойцов. Сильнейшее из этого цикла стихотворение «Боюсь я, что поздно свобода придет» передает трагическое состояние героя, мучимого вынужденным «бездействием». После долгого отсутствия герой возвращается в родные места. Горькие, несправедливые слова, брошенные ему в лицо, едва он успел переступить порог своего дома, повергают его в полное отчаяние: — Здорово, соколик! Здорово, мой свет! А где ты, соколик, шатался сто лет? Друзья твои прямо прошли сквозь войну и кровью своей отстояли страну. Им вечная слава, почет без конца, а ты. как бродяга, стоишь у крыльца... Трагизм ситуации усиливает драматическая форма стихотворения, построенного на диалогах. Кульминационным моментом в передаче психологического состояния героя служит его разговор с мертвыми товарищами: Растут незабудки на бровках могил. А я вас. ребята, как братьев, любил. До синих цветов припаду головой, а мертвые спросят: — Зачем ты живой? Ты, видно, в боях не стоял до конца, что сердце свое уберег от свинца? Стучит твое сердце набатом в груди оставь нас. товарищ... Прощай — и иди' Однако в процессе работы тема войны постепенно приобретает качественно новое звучание. В стихах Ручьева исчезает мотив безысходности, они звучат бодро, уверенно, ибо герой приходит к выводу, что и в суровом таежном краю он разделяет участь солдат, свято выполняющих свой долг перед Родиной: Вправду вырос и стал я солдатом но заместо ружья на ремне были только топор да лопата непременным оружьем при мне. В цикле стихов «Красное солнышко» эта мысль получит более точное, глубокое выражение— «работа равна отвагою войне», а в поэме «Невидимка» она как бы совсем растворится в теме непокоренного народа- богатыря, мстящего врагу за раны, нанесенные родной земле. Поэма «Невидимка» создавалась в 1942 году без пера и бумаги, по памяти, хранилась в ней долгие годы вплоть до освобождения. Ручьев стремился осмыслить в поэме события войны в целом, выявить основные черты характера советского человека. Это побудило его обратиться к условно-фантастическому сюжету. На страницах поэмы оживает традиционный сказочный мотив о народном богатыре, укрывшемся от врагов шапкой-невидимкой. Невидимка — это образ-символ, олицетворяющий собой непокоренный борющийся народ. Образ невидимки наделен чертами былинного богатыря, который не знает поражений в борьбе с врагом: Ступит где — врагу беда: бомбовозы не взлетают, замолкают провода, динамитом пахнут грозы, и спасенья нет от гроз — с ходу рвутся паровозы броневые под откос. Рисуя образ «невидимого человека», поэт часто прибегает к приемам гиперболизации, чтобы подчеркнуть масштабность и всеобщий характер борьбы советского народа: Через Днепр идет — не тонет, через Харьков — не горит, обожжется — не застонет, кто такой — не говорит. Гром над ним гремел у Пскова, ливень мыл его в Крыму, ветер берега донского шапку высушил ему. Действие в поэме протекает не в какой-то определенной местности — оно то и дело переносится из одной области в другую, из одного города в другой. На страницах поэт мы упоминаются Ленинград и Ростов, Орел и Смоленск, Новгород и Москва, Орша и Киев, Псков и Минск. На борьбу с врагом поднялась вся советская земля, обагренная кровью верных своих сынов, политая слезами вдов и матерей. К этой борьбе не остается безучастной и природа, она выступает в поэме как активное, живое начало. От традиций народного эпоса идут вездесущность и неуловимость невидимки. «Он идет перед народом, невидимый на виду, слово скажет мимоходом, улыбнется на ходу». И, оставаясь не замеченным врагами, бесстрашно проходит «возле складов, возле штабов, возле самых патрулей». Наряду с образом широчайшего обобщения Борис Ручьев создает запоминающиеся образы конкретных героев. Поэт вводит в повествование несколько эпизодов-баллад, построенных на острых драматических сю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2