Сибирские огни, 1973, №7

Именно таким, «безупречным» во всех отношениях, хочет показать нам начинающего поэта Л. Шкавро в своей недавно опубликованной в журнале «Урал» (1973, № 2) статье «Верноподданный ее величества». Он-де писал и «средние» стихи, но это всего-навсего была «будничная работа поэта, работа журналистская, великая, доблестная, но повседневная», работа для газеты. «А — поэзия?.. Борис Ручьев в первую свою поэтическую книжку не включил ни одной строки из своей газетной практики. Он с первых шагов в поэзии относился к ней серьезней, чем кажется некоторым исследователям»,— пишет Л. Шкавро. Полноте, да ведь такое противопоставление газетной, «будничной» работы, в которой уместны и так называемые «средние» стихи,— «серьезной поэтической работе, где все сплошь гладко и создается на века»,— такое противопоставление оскорбит любого профессионального литератора! Вспомним, как серьезно относились к газетной работе такие мастера советской поэзии, как A. Твардовский, А. Прокофьев, М. Светлов, Я. Смеляков. В применении к творчеству молодого Бориса Ручьева такой критерий оценки его поэзии недопустим тем более, ибо газетная, «журналистская» работа и была eró г л а в н о й работой в 30-е годы. А его первый поэтический сборник «Вторая родина» с п л о т ь (!) состоит из стихотворений, первоначально опубликованных в газетах и журналах, И эги стихи, естественно, не лишены недостатков. Да. молодому автору еще не хватает поэтического мастерства, умелого владения словом, техникой поэтической речи. Его стихи не свободны от элементов примитивной агитационности и декларативности. Но недостатки, присущие Борису Ручье- ву, были характерны и для других поэтов Урала: Н. Куштума. К. Реута, В. Занадво- рова, В. Губарева и других. В целом же, молодая уральская поэзия освобождается от подражательности, от подчинения многообразным влияниям, что характерно было для нее в прежние годы. К середине 30-х годов поэзия советского Урала сумела ярко и правдиво передать размах и значение социалистической стройки, ее влияние на человеческие судьбы и характеры, показать становление социалистического мироощущения, * * * В августе 1934 года в Колонном зале Дома Союзов открыл свою работу I Всесоюзный съезд советских писателей. Незадолго до него в Свердловске 18 июня состоялся Всеуральский съезд писателей, на который были приглашены А, Прокофьев, Я. Смеляков, Н. •Дементьев, Б. Корнилов, B. Инбер, В. Гусев, Б. Горбатов, В. Ермилов. Съезд высоко оценил творчество Бориса Ручьева, присудив ему учрежденную в т дни на Урале Горьковскую премию. Тогда же были выбраны делегаты на Всесоюзные съезд, среди которых был и Б. Ручьев. С докладом об уральской поэзии на съез де выступил Н. Куштум. Тепло и задушевно говорил он о таланте своего земляка Б. Ручьева, о том, что его знают и любят пролетарии Урала. «Это дает ему чувство глубокого удовлетворения, которое знакомо всякому художнику, познавшему любовь уважение широких масс. Но это, вместе тем, дает ему и понимание высокой ответ ственности за свою творческую работу, за все, что предстоит написать ему в буду щем»1. Из Москвы Борис Ручьев возвратился членским писательским билетом, подписан ным А. М. Горьким. Заметным достижением Ручьева в работе над поэтическим словом явилась его пер вая поэма «Песня о страданиях подруги». Поэму высоко оценил Э. Багрицкий. Она была опубликована в шестой книге журна ла «Красная новь» за 1934 год, куда неза долго до смерти ее переслал Э. Багрицкий со своим дружеским отзывом, «Песня о страданиях подруги» была в ка кой-то мере продолжением «Второй роди ны». В ней получила более глубокое поэти ческое осмысление тема рождения новы принципов коммунистической нравственно сти. Отличительной особенностью поэм явилось также творческое усвоение народ но-поэтических традиций, пристальное вни мание к живой разговорной речи, что, не сомненно, обогатило поэтическую манер Бориса Ручьева, создало прочный фунда мент, без которого немыслимо его поздней шее творчество. Однако 30-е годы не были для поэта пе риодом сплошных удач. Стихотворение «Де вушка», «Звезды падают дождем», поэма «Зависть», в которых отдана дань форма листическим изыскам, усложненным ассо циативным образам, свидетельствовали о отходе поэта от ранее усвоенных принци пов и традиций. Преодолеть ошибки ему в многом помогла учеба на Малеевских лите ратурных курсах (конец 1934— начало 1935 годов), куда он был приглашен вмест с такими молодыми писателями, ка К. Поздняев, М. Нагнибеда, А. Ионов, В. Губарев и другие. С 1935 года Борис Ручьев заочно учится в Литературном институте. В этом же год он переезжает в Свердловск и здесь актив но работает в журнале «Штурм» и газет «За Магнитострой литературы». Сближает ся с Борисом Горбатовым, Павлом Бажо вым, Николаем Куштумом и другими сверд ловскими писателями. Поэт переполнен новыми литературными замыслами и планами. В эти годы он соби рает материал для поэмы «Бунт Никиты ' Стенограмма I Всесоюзного съезда совет ских писателей. М., 1934, стр. 637.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2