Сибирские огни, 1973, №7

этому поколению молодых писателей, внесших в литературу ощущение кровной связи с современностью, обогативших ее новыми героями, темами и конфликтами, и принадлежит Борис Ручьев. Осенью 1930 года, вместе с первыми десятками и сотнями добровольцев, своих сверстников, он приезжает на строительство одной из крупнейших строек первой пятилетки — Магнитогорского металлургического гиганта. Активное участие в строительстве было решающим фактором в формировании Ручьева как поэта. Путь в Магнитку лежал от Москвы, куда семнадцатилетний юноша вместе с закадычным другом Михаилом Люгариным прибыл из далекого зауральского села Зверино- головского. Борис Ручьев только что закончил в Кургане школу-девятилетку и даже успел опубликовать в местной газете «Красный Курган» за 1928 год несколько своих стихотворений. Некоторые из них — «Зима», «На озере», «В школе», «Граммофон», «О субботнике» — он показывает в редакции журнала «Октябрь» поэту Николаю Полетаеву. О чем эти стихи? Юный Борис Ручьев стремится запечатлеть в них картины уральской природы, суровой и вместе с тем по- своему щедрой и яркой: Пгжачнулася хата на взгорье В камышовых ресницах озер. Утром ясным вишневые зори Вышивают на окнах узор. («На озере»). Пишет о школе, где ...грусти всякий взмах затих. Любовно каждый шаг взлелеян. В венке колосьев золотых На класс с улыбкой смотрит Ленин. р<В школе»). Рисует «цветистую артель» девчат в кумачовых платочках, которая с песней направляется на первый комсомольский субботник («О субботнике»); показывает, как отдыхает молодежь после трудового дня, собравшись у избы-читальни, где «на крылечке в узористом вишенье серебристо гремел граммофон» («Граммофон»), Как видим, запас жизненных впечатлений у поэта пока скромен. В художественном отношении стихи его еще слабы, зачастую подражательны. Но в них нельзя не отметить чувство ритма, песенность, умение поэтически осмысливать окружающий его мир. Н. Полетаев похвалил стихи Бориса Ручьева (у Люгарина он тоже отметил поэтические способности), тепло напутствовал друзей, сказал, что им предстоит еще много учиться, чтобы стать настоящими поэтами. Возвращаться назад, в Звериноголовскую, не хотелось: было стыдно перед земляками за свои неудачи. Бесцельно побродив несколько дней по Москве, однажды наткнулись на вывеску «Вербовочный пункт». Мысль завербоваться на Магнитострой, о котором много слышали и читали в газе тах, пришла как-то неожиданно и сама со бой. 19 октября 1930 года Б. Ручьев и М. Лю гарин выехали на стройку. «Весь берег Урала до самого подножи горы Магнитной был усеян тогда походны ми палатками из белого, трепещущего н ветру брезента,— вспоминает Борис Ручь ев.— Жили в них первые строители Магнито горска, большая половина которых, сама юная по возрасту, только начинала свою ра бочую жизнь. Это и было мое поколение... Мы поверили в то, что непременно постро им здесь самый огромный и самый совер шенный мировой завод. Построим небыва лой красоты город и превратим долину цветущий сад... Эта единая неистребима вера и суровая работа во имя исполнени общих желаний сделали меня стихотвор цем» («Лит. Россия», 1968, 25 октября). В конторе «Рабсила» Бориса Ручьев оформили в бригаду землекопов на шесто участке строительства, где сооружался Кок сохимкомбинат. А рядом со строящейс домной и батареями Коксохима вступал жизнь и постепенно набирал силу поэтиче ский «цех», представленный в большинств теми же рабочими парнями, что сооружал завод, строили плотину, добывали руду недрах гор Атач, Ежовка, Узянка. При ре дакции газеты «Магнитогорский рабочий поэт Василий Макаров организует литера турный кружок «Буксир», активным участ ником которого вскоре становится и Бори Ручьев. Магнитогорской литературной групп принадлежала ведущая роль в уральском литературном движении 30-х годов. Доста точно вспомнить, что она воспитала в свои рядах таких писателей, как Б. Ручьев, Л. Татьяничева, А. Авдеенко, К. Мурзиди, В. Макаров, А. Ворошилов, М. Гроссман Я. Вохминцев, М. Люгарин, А. Светозаров, А. Лозневой. С делами и творческими пла нами магнитогорцев был лично знако А. М. Горький. Члены литературной группы «Буксир» оперативно откликались на каждое волную щее стройку событие, пытались практически помочь ей в решении насущных задач дня. Однако во многих произведениях молодых авторов не было места конкретному челове ку, его делам и чувствам. Они зачастую но сили декларативный характер. Об это справедливо писал журнал «Литературная учеба» в рецензии на сборник магнитогор цев «Рождение чугуна», изданный Уралги- зом в 1932 году. В стихах Б. Ручьева,- А. Ворошилова П. Хорунжего и других магнитогорских поэ тов настойчиво проводилась мысль о том что современное строительство — это про должение боев гражданской войны. Дейст вительносъь воспринималась ими как битва за новую жизнь. Отсюда особенность образ ного строя и поэтического словаря создава емых ими произведений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2