Сибирские огни, 1973, №7

Особенно резок и непримирим поз; .г лейшему проявлению мещанской пошлости в литературе, в частности — поэзии того времени, Гневно писал он, что поэт «не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирйчески-любовные темы», имея в виду творчество некоторых литераторов 20-х годов, легко поддававшихся мещанским влия­ ниям, лишенным, по сути дела, ощущения реальной жизни советской эпохи. Обобщенный сатирический образ такого рода «поэта» дал Маяковский в блестящем стихотворении «Птичка божия», а также в стихотворении с необычно длинным заглавием, которое как бы подчеркивало подлинность, достоверность всего сказанного: «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им, как о том сообщается в № 219 «Комсомольской правды» в стихе по имени «Свидание». Сурово и резко заклеймив мещанскую проповедь «свободной любви», Маяковский обнажает ее опасную п о л и т и ч е с к у ю с у щн о с т ь : Или за любовной блажью не видать угрозу вражью? Маяковский продолжил полемику в написанном вскоре стихотворении «Размышления о Молчанове Иване и о поэзии», отметив тем самым принципиальную значительность, серьезность спора. Время показало, насколько справедлива и своевременна была борьба Маяковского с литературным мещанством, с легкомысленными «птичками божьими». В этой связи вспоминается гениальное определение В. Г. Белинского достоинств подлинно великого поэта: «Ни один поэт не может быть велик от самого себя и через самого себя, ни через собственные страдания, ни через свое собственное блаженство: всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и. истории, что он, следовательно, есть орган и представитель общества, времени, человечества. Только маленькие поэты и счастливы и несчастливы от себя: но зато только они сами и слушают свои птичьи песни, которых не хочет знать ни общество, ни человечество»1. Не только в стихах, но и В публицистике, в многочисленных устных выступлениях Маяковский боролся с проповедью мещанских взглядов в литературе. О его пристальном внимании к изображению любви поэтами-современниками свидетельствуют многочисленные пометки поэта на статье критика М. Беккера «Любовная лирика комсомола», опубликованной в № 4 молодежного журнала «Комсомолия» за 1926 год. Статья М. Беккера и выдержки из стихов, опубликованных в ней, подробно разбирались Маяковским на диспуте в Поли1 В. Г. Б е л и н с к и й . Сочинения Держа- вина. Статья первая. — Собр. соч. в трех томах, т. II, М., ГИХЛ, 1948, стр. 485. техническом, музее. «Донэповский период комсомольской поэзии,— пишет критик, характеризуется нигилистическим, полуаске- тическим отношением к любовной теме... Этот суровый, мужественно строгий, спартанский период нашей поэзии миновал, и мало-помалу сбываются слова Жарова: Выйдут дни, и грубым я не буду. Выращу соцветья нежных слов. Переплавлю огневую удаль В звонкую, крылатую любовь» Подчеркнув слова «крылатую любовь», Маяковский делает пометку против всего четырехстишпя Жарова и тут же пишет: «Ерос». Вполне вероятно, что здесь сочетание слов «эрос» и «ересь» лаконично и остроумно выражает мнение Маяковского об этих стихах. Не менее резкие пометки Маяковского вызывают примитивные, псевдосовременные стихи С. Малахова, И. Молчанова, Л . Ова- лова и некоторых других поэтов, сочувственно цитируемые М. Беккером. В той же статье критик сетует, что «комсомольская поэзия проходит мимо отрицательных сторон крылатого эроса. Мы говорим много и пишем много о половой распущенности, имеющей место среди молодежи. Поэты мало отразили эту распущенность. И если она не найдет своего отражения, то комсомольская поэзия не будет вполне объективным и полнозвучным выражением нашей любви и ее противоречий». В этой тираде Маяковский подчеркивает слова «крылатый эрос» (не отсюда ли его ироническая пометка «ерос»?). Но тут же автор статьи неожиданно делает решительный поворот: «Перед нашими молодыми поэтами вырастает масса животрепещущих, разнообразнейших тем, перед которыми любовные темы бледнеют и как-то затушевываются. И мы прекрасно понимаем В. Саянова в том месте его стихотворения, где он пишет: Крепкому сердцу под курткой потертой,— Видно — без бабы тепло. Я без любви и без бабы спокоен. Только бы пело литье. Это не означает какой-либо новомодный нигилизм. Нет. Поэт, захваченный грандиозной темой строительства, отдает предпочтение этой теме». Маяковский здесь решительно отчеркнул стихи В. Саянова, которые вместе с комментариями к ним современный читатель воспримет как злую пародию. Стихи Маяковского о любви, о ее глубинной сущности, о новых гранях этого вечного чувства в новых социальных условиях резко противостояли несовместимым с моралью строителей коммунизма проповедям мещанской пошлости, вульгаризаторским и псевдоноваторским взглядам на мир больших и сложных чувств человека нового времени. Широко известны слова поэта: «Я меряю по коммуне стихов сорта». Поэ- тому-то так искренне звучат его строки, полные твердой убежденности:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2