Сибирские огни, 1973, №7

в его произведениях той поры. Увлекаясь этими ложными теориями, Маяковский иной раз мог запальчиво утверждать, что «живой Леф лучше, чем мертвый Лев Толстой». «Нами (лефовцами.— В. Р.) лирика в штыки неоднократно атакована, ищем речи точной и нагой»,— пишет Маяковский в стихотворении «Юбилейное» (1924). Однако поэт тут же иронизирует над такого рода заявлением: «Но поэзия — пресволочней- шая штуковина: существует — и ни в зуб ногой!» Иными словами, лирика все же пробивается сквозь искусственно создаваемые преграды, даже если и сам поэт в какой-то мере является их приверженцем.. Не случайно Маяковский высмеивает в это время псевдомарксистские взгляды аскетов- догматиков (среди них были и его спутники по ЛЕФу). -Говорят — я темой и-н-д-и-в-и-д-у-а-л-е-н! Entre nous...1 чтоб цензор не начинал Передам вам — говорят — видали даже Двух влюбленных членов ВЦИКа. И в своем отношении к лирике, при всем различии стилевых манер, литературных вкусов и эстетических взглядов, Маяковский был близок А. М. Горькому, который примерно в это же время писал: «Люди наших дней с т ы д я т с я лирики, но расставаться с нею, к счастью, не хотят и не могут»* 2. Но была, видимо, и причина чисто «био графического» характера, долгое время не позволявшая поэту писать стихи о любви в 20-е годы. И причина эта была, пожалуй, решающей. Маяковский, как и всякий настоящий поэт, мог писать о любви только тогда, когда она жила в его сердце. Между тем, после поэмы «Про это» (1923), где с потрясающей силой выражена трагедия неразделенного чувства, где неразрывно связаны прощание с любовью и мольба о ней, уже через несколько месяцев вырывается горькое, но искреннее признание: «Вот любви пришел каюк, дорогой Владим Влади- мыч...» А великолепные лирические главы из поэмы «Хорошо!» (1927), поразительные по непосредственности и глубине выражения чувства, где так гармонически сплетены нежность и мягкий юмор,— это все же в о с п о м и н а н и я о любви, согревавшей, окрылявшей поэта в радостные и трудные годы революции, гражданской войны, лишений, голода, разрухи: «Если я чего написал, если чего сказал — тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза...» Но прошедшее время остается прошедшим, несмотря на рыцарскую бережность поэта к Между нами (франц.). 2 М. Г о р ь к и й . Собр. еоч М . Гослитиздат, 1955, т. 30. стр в 30 томах, 1 2 т . воспоминаниям, которые были так дороги его сердцу... И лишь в 1928 г., охваченный новой большой любовью, Маяковский вновь пишет стихи о любви, пронизанные необычайно светлым, радостным ощущением человеческого счастья. И тут, безусловно, не о б о й т и с ь б е з у ч е т а « б и о г р а ф и ч е с к и х п о д р о б и о с т е й»... Между тем, существовали и определенные объективные причины, благодаря которым стихи Маяковского о любви приобрели большой общественный резонанс и, обращенные прежде всего к молодежи, печатались на страницах «Комсомольской правды». В то время нередко вспыхивали горячие споры о сущности и самой возможности любви. Иной раз совершенно всерьез утверждалось, что само понятие «любовь» устарело, является «пережитком», что это чувство лишь мешает общему делу и т. п. Бытовала даже мещанская «теорийка», согласно которой быть в близких отношениях с человеком так же просто, как выпить стакан воды... Такого рода суждения находили отражение и в литературе. И Маяковский со всей силой и страстью худож- ника-сатирика громит эти взгляды, резко обнажая их пошлейшую мещанскую сущность, обличает духовное убожество проповедников «свободной любви». В стихотворении «Любовь», ратуя «за чистоплотность отношений наших и любовных дел», поэт одновременно создает остросатирический, лаконичный портрет пошляка- мещанина, который не прочь прикрыть мерзость и грязь своих поступков модными разговорами о... борьбе с мещанством: Пять баб переменит в течение суток. У нас, мол, свобода, а не моногамия. Долой мещанство и предрассудок! С цветка на цветок молодым стрекозлом порхает, летает и мечется. Вполне логичен, убедителен иронический вывод поэта: Если будет длиться так за годом годик, то, скаж у вам прямо, не сумеет разобрать и брачный кодекс, где отец и дочь. который сын и мама. Беспощадно громя мещанство, особенно живучее в быту, в личных отношениях людей, Маяковский обращается к молодому гражданину Страны Советов: Помни ежедневно, что ты зодчий и новых отношений и новых любовен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2