Сибирские огни, 1973, №7

ниманяе любви, связанное со всеобщей куплей-продажей. «Долой вашу любовь!» —• один из центральных мотивов поэмы «Облако в штанах». И этот мотив органически перерастает в отрицание всех устоев общества собственников, породивших мерзкую, торгашескую, грязную «любовь». После победы Октября, в годы гражданской войны Маяковский писал прежде всего агитстихи, знаменитые плакаты «Окна Роста», выступал как поэт-публицист. Об этом периоде творчества он с гордостью вспоминал незадолго до смерти: «Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла». И не случайно в 1921 году, когда в ушах еще отдавался грохот только что окончившейся битвы, поэт грозно вопрошал: Кому это интересно, Что «Ах, вот бедненький! Как он любил и каким был несчастным»? Но уже через год он глубоко задумывается о сущности духовного облика человека коммунистического будущего: В грядущее тыкаюсь пальцем-строчкой, в грядущее глазом образа вросся. Коммуна! Кто будет пить молоко из реки еет Кто берег-кисель расхлебает, опоен? Какие их мысли? Любови какие? Какое чувство? Желанье какое? О сложном духовном мире советского человека, о силе и глубине его чувств, его любви рассказал Маяковский в одной из первых послеоктябрьских поэм — «Про это» (1923): «И глядишь на нее, и идешь знаменосцем, красношелкий огонь над землей знаменя». Иными словами, человек нашего времени, одухотворенный большой, настоящей любовью, неизбежно должен жить высокими идеями века, становиться иод победное Красное знамя строителей коммунизма, В лирических поэмах «Люблю» и «Про это», созданных в первые послеоктябрьские годы, Маяковский с большой художественной силой показал неразрывность общественной, политической позиции художника с его внутренними лирическими потребностями. Этим эстетическим принципам поэт остался верен до конца своих дней. Мысли о сущности большой любви нового человека не покидают его даже во время каждо-_ дневной, будничной работы над агитстиха-“ ми, во время его напряженных споров с литературными и общественными противниками. Так, среди замёток, сделанных Маяковским в записной книжке на диспуте «Упадочное настроение среди молодежи» (1927), в котором он принимал активное участие, есть неожиданная, казалось бы, запись, до сих пор не привлекавшая внимания исследователей; Формулирую свою мысль чувство любви на котором растет коммунизм'. Между тем, эти лаконичные строки - итог долгих и глубоких раздумий, четкое выражение мысли, к л ю ч е в о й для всей лирической поэзии Маяковского 20-х годов. И вовсе не случайно, видимо, написаны он во время диспута о путях и судьбах советской молодежи, которой суждено, по сло вам поэта, «пить в грядущем все соки зем ли, как чашу, мир запрокидывая». Маяковский не признает половинчатых чувств. «Громада любовь, громада нена висть»,— так определяет отношение к жиз ни его лирический герой в поэме «Люблю» (1922). Здесь поэт в известной степени сле дует А. С. Пушкину, создавшему бессмерт ные образцы лирической поэзии. Недаром Маяковский так любил и часто повторял строки из «Евгения Онегина»: Я знаю, век уж мой измерен. Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен. Что с вами днем увиж усь я. Любовь к женщине для поэта и его лири ческого героя — не убежище от житейских бурь и волнений. Сердце его всегда пере полнено ощущением жизни, впечатлениями общественного бытия. Из замкнутого «квар тирного мирка» поэт выводит своего героя в большой мир борьбы. И вне общего счастья Родины и счастья человечества по эт не представляет настоящего личног счастья. Вместе с тем, Маяковский яростно отри цает буржуазно-мещанское понимани любви, связывая его с торгашеской мораль мира собственников. Он не упускает любо возможности заклеймить мерзкую буржу азную «любовь». В путевых очерках «Мо открытие Америки» (1925—1926), основы ваясь на совершенно достоверных фактах газетной хроники, он пишет: «Любовь — извольте. Вслед за обезьяним процессом газет стали трубить о мистере Браунинге. Этот миллионер, агент по продаже не движимого имущества, под старость ле обуялся юношеской страстью. Так как брак старика с девушкой вещ подозрительная, миллионер пошел на удоче рение. Объявление в газетах: Желает миллионер удочерить шестнадцатилетшою 12000 лестных предложений с карточкам красавиц посыпались в ответ. Уже в 6 часо утра четырнадцать девушек сидело в пр емной мистера Браунинга. Браунинг удочерил первую...1 1 Здесь и далее сохраняем отсутствие зн ков препинания в оригинале.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2