Сибирские огни, 1973, №7
Критика и библиограф ия В. Ружина ЛЮБОВЬ— ЭТО СЕРДЦЕ ВСЕГО- - К 80-ЛЕТИЮ В. В. МАЯКОВСКОГО О Маяковском написано очень много. И не только в нашей стране, но и за рубежом. Сейчас уже никому не приходит в голову отрицать могучий талант гениального художника, оказавшего огромное влияние на развитие всей мировой поэзии XX века. Но буржуазные «советологи» и «толкователи» истории советской литературы, ухватившись за известное всему миру имя М аяковского, беззастенчиво извращая очевидные факты, пытаются всячески исказить его облик, оторвать от революции, представить его в виде «жертвы» и «мученика» советского строя и т. п.1 Буржуазные «исследователи» Маяковского (Р. Якобсон, П. Блейк, Э. Мучник и др.) нередко пытаются изобразить поэта в виде этакого надрывного лирика, талант которого якобы был загублен' пролетарской революцией. Особенно охотно они развивают «теорию» о «двух Маяковских», будто бы взаимно исключавших друг друга: поэт политической темы, дескать, губил поэта- лирика в советское время. При этом в качестве «аргумента» Р. Якобсон и его последователи чаще всего используют лирические стихотворения Маяковского последних лет («Письмо Татьяне Яковлевой» и др.), совершенно произвольно их толкуя и комментируя. Постараемся хотя бы в самой сжатой, форме дать анализ богатейшего наследия Маяковского-лирика, показать неразрывную связь его лирических стихотворений конца 20-х годов, ставших шедеврами мировой лирики, со всей его поэзией, пронизанной 1 Подробнее см. об этом в последних работах советских исследователей: Л. М. Зем- лянова. Маяковский в трактовке американских советологов. К. Г. Петросов. Маяковский в оценке буржуазных литературоведов. — Сборы. «Поэт и социализм». М.. «Наука». 1971. светом коммунистической партийности, являющейся великолепным примером искусства социалистического реализма. Еще до Октября Маяковский насыщает все значительные свои произведения глубокими раздумьями о величии человеческого чувства. «Это я сердце флагом поднял, небывалое чудо двадцатого века»,— пишет он в последней дооктябрьской поэме «Человек». Его лирический герой этого времени, пусть даже живущий под гнетом социального и духовного рабства, охвачен громадой чувств, предъявляет максималистские требования к любви: Я счет не веду неделям. Мы. хранимые в рамках времен, мы любовь на дни не делим, не меняем любимых имен1. Герой поэта не может замкнуться в узких рамках личных, интимных переживаний. «И чувствую — «Я» для меня мало»,— утверждает Маяковский в поэме «Облако в штанах». «Я» и «Ты» — это еще не все в любви, нельзя ограничиться кругом одних лишь личных отношений, надо стремиться к чему-то большему, значительному. Маяковский трактует любовь как чувство всеобъемлющее, всеохватывающее: не только «Ты» и «Я», но и все окружающее, все, чем живет и дышит человечество и человек. Поэтому личное чувство лирического героя так неразрывно связано с ощущением социальных процессов времени. Недаром поэт, с титанической силой прославляя «величье сердца человечьего», одновременно гневно клеймит буржуазное но- 1 Все цитаты из произведений В. В. Маяковского даны по Полному собранию сочинений в 13 томах. М., Гослитиздат, 1955__
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2