Сибирские огни, 1973, №7

другим. Сорокаградусные морозы заставили научиться бетонировать в любых условиях. А разве легче было найти верный тон в разговоре с разволновавшейся бригадой, убежденной, что наряд закрыли неправильно? Но тон был найден, выход подсказан. Главный инженер стройки потом с полным правом говорил о нем: — Силен не тот, кто громче всех кричит на планерке. Силен тот, кто в состоянии предложить лучший вариант решения. Однако самым тяжелым испытанием оказалось то, что в деловом обиходе называют «материальной ответственностью». В тувинских селах, «сумонах», все было просто. Если кто-то резал барана — на обед приходили все жители. Львиная доля мяса уходила на угощения, и никто никогда не считал, кто сколько съел. Зато ^ерез день- другой барана резали соседи, и тогда вчерашний гостеприимный хозяин, не дожидаясь особого приглашения, сам являлся на трапезу. Тут -было совсем иначе. Старший прораб говорил Сату: — Отдай лес «Спецстрою». А он тебе арматурой поможет. А в конце квартала, когда приходило время составлять материальный отчет, в голове была безнадежная сумятица: кому что отдано и от кого что получено. Даже сны снились с потерями, пропажами и балансовыми комиссиями. И тогда приходилось заводить толстую тетрадь и записывать, записывать, записывать... Первый в автономной республике строительный трест «Тувинстрой» организовывался лет десять тому назад. Среди тувинцев к тому времени было лишь два инженера- строителя. Но один из них твердо решил работать только в родном совхозе, где-то на Малом Енисее. Из-за Саян были приглашены десятки строителей, среди которых были и знатоки своего дела, но попадали и такие, кого лишь с натяжкой можно было назвать специалистами. Мастерами, прорабами приходилось порою посылать людей, которые даже не задумывались, что произойдет, если не поставить ограждающие перила на восемнадцатиметровой высоте строящегося корпуса. Техника безопасности приобрела на период становления нового треста особую роль, и Сата направили туда старшим инженером по технике безопасности. Особоважный союзный (на этот раз без всяких скидок) объект — комбинат Тува-Ас- бест. Здесь-то в корпусе дробления и сортировки и познакомились мы с Сулчуном Са- том в предпусковую пору, в 1963 году. Здание растет с каждым днем, но график требует вести дело еще быстрее. И вот молодой плотник-тувинец по-своему решил ускорить транспортировку мусора с рабочего места: орудует себе топором у самого обреза кирпичной степы на уровне пятого этажа. Стружка летит вниз, но чуть оступись, и... Сат строг с ним и непреклонен, и тот слушает без обиды. Сат — это воплощение такта, к тому же это же свой инженер, тувинец. В цехе многопустотных плит нег-нет да и потрескивают деревянные фермы. Рассказываю об этом Сагу за обедом. И он, забыв про щницель, бежит в цех, потом в технический отдел. Оказывается, фермы выполнены с отступлениями от проекта. Главному инженеру строительного управления приходится краснеть. Фермы тут же укрепляют. Ночью мы идем на строительство обогатительной фабрики, и он воюет с прорабом, который не осветил корпус. Воюет до тех пор, пока гот не сдается. Потом в гостинице Сат вспоминает, как он прибыл на стройку впервые. Приказ о назначении уж подписан, а он непослушными от волнения руками все еще перебирает чертежи в техотделе, с минуты на минуту откладывая свое знакомство с бригадами. А вдруг не признают в нем мастера, вдруг не хватит решимости командовать людьми? Я смотрел на него и начинал понимать — это уж не тот Саг, что только вернулся с дипломом. Это строитель, прошедший проверку практикой. Он был похож на охотника, который впервые прошел через незнакомый перевал в Саянах. Сат, видно, думал иначе и полагал, что главный перевал еще впереди. Перед отъездом из Ак-Довурака, прощаясь, он сказал без всякого повода, но так, как будто не мог не думать об этом все те дни: —• А прав был сосед... Не спешим мы с базою... Потому медленно строим. И в этом послышалось мне не только осознанное признание допущенного просчета, но и спокойная решимость действовать. ...Не думал, что увижусь когда-нибудь с Сатом еще раз. Но через десяток лет командировка снова привела меня в Туву. Многое изменилось за это время. Комбинат Тува-Асбест успел выдать сотни тысяч тонн продукции. Подлетая к Кызылу, ждал встречи с двух-трехэтажным городком, кое-где украшенным островерхими башенками и куполами. Ждал встречи с тишиною чистеньких улиц, поросших шиповником. Сохранилось все, кроме тишины. Добавилось то, что отличает современный быстро растущий город: кварталы многоэтажных домов. Не столь оригинальных, как их предшественники, но зато давших столице республики десятки тысяч квадратных метров современного жилья. Меж берегами Верхнего Енисея переброшен мост. Аэропорт принимает турбореактивные машины. Первый мой визит, конечно же,— к Сату. Где вот только он? Редактор республиканской газеты В. Л . Маслов для верности заглядывает в телефонный справочник Совета Министров автономной республики: — Если зовут его Сулчун — то он начальник архитектурно-строительного уп

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2