Сибирские огни, 1973, №7

понадеялись, очевидно, что все будет «ол райт» и ничего не сказали о том, как над устроить парня. В госпитале глянули — простой матрос, и положили в общую палат где находилось около полусотни больных. Тут уже наш старпом навел порядок, а на агент выделил кредиты и на матроса. Мир познается в сравнении. У моряков возможность сравнивать, а значит, позн вагь,— большая. Но еще Бисмарк бросил фразу: «В тесной обуви от широты мир пользы нет». Мало иметь возможность видеть. Надо еще уметь видеть. Уметь связ вать воедино факты, казалось бы, не имеющие друг к другу отношения, видеть ч связи. Это умение не приходит само собой. Ему надо учиться. Вот и звучит каждь вторник по судовой трансляции: — Экипажу собраться на политзанятия! В а л ю т ч и к и В кают-компании все чаще звучит веселый смех. Раньше люди расходились сраз после обеда или ужина. Сейчас не спеша усаживаются на угловом диване, и начина ются «охотничьи рассказы», .воспоминания, дружеские подначки. Вчера Виктор Товстолес с невинным видом сообщил за обедом, что в районе Ма лаккского пролива появились торпедные катера легендарной мадам Вонг — современ ные пираты, о которых в свое время много писали в газетах. Третий механик поднял от тарелки встревоженное лицо: — И мы туда идем? — А мы обойдем этот район северней, по берегу проскочим,— невозмутимо отве тил начальник рации. Пока третий соображал, кают-компания тряслась от хохота. Хорошо, когда в кают-компании смеются. Именно здесь, в неслужебной обстанов ке, происходит разрядка исподволь накапливающейся душевной напряженност и усталости. Здесь же завязываются серьезные разговоры на разные темы. Моряки — народ б валый, и сумма общих знаний у собеседников порой энциклопедическая. Так незаметт и увеличивают багаж друг друга. Сегодня в разговоре сравнивали покупательную способность разных валют, ра зобрали попутно систему золотого стандарта и двойных цен на золото на мирово! рынке, кто-то рассказал, как добывается золото на Колыме. Заспорили, и тут кто-н в шутку обронил: — Эх, вы, валютчики... А что, мы и есть валютчики на самом деле, в хорошем значении этого слова. Вед| не даром же гоняет государство суда по всему миру. И если Магаданскую облает! иногда называют валютным цехом страны, то своеобразным добытчиком золой является и морской торговый флот. Было время, когда все наши суда работали на перевозках грузов между советски ми портами, и лишь немногие ходили в загранрейсы. Не потому, что мы не понимал! выгодности заграничных перевозок. Просто мало было судов. Сейчас наш флот на ше стом месте в мире по тоннажу. И самое главное - это новейший флот, оснащении!" современными судами. Вот и вышли на мировой рынок, стали возить не только советские грузы, продан ные за границу, или товары, приобретенные там, а работать полностью на перевозках только иностранных грузов между чужими портами. Так, к примеру, балтийцы держат постоянную линию на Австралию, дальневосточники — на Японию — Канаду — США черноморцы открыли линию, связывающую Юго-Восточную Азию с Западной Европой линейные перевозки — эго график, четкое указание, в какие дни будет советское судно в иностранном порту. Да и помимо линейных перевозок (за ними большое будущее е этом стремящемся к регулярности мире) много наших судов фрахтуется под самые разные грузы. И течет в Госбанк СССР иностранная валюта, то есть золото.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2