Сибирские огни, 1973, №6
ременный и доброкачественный ремонт зимой, заботливое хранение увеличили производительность машинно-тракторного парка на 20—25 процентов, уменьшили расходы на его содержание на 8—10 процентов, сэкономили 5—8 процентов горюче-смазочных материалов. А в конечном итоге совершенствование инженерно-технической службы дало этим хозяйствам возможность быстрее сеять и убирать. В «Бийском», например, сроки полевых работ сократились вдвое... Это же чистая прибавка к урожаю! Но так обстоят дела далеко не везде. По данным нормативно-исследовательских станций, в среднем только 60 процентов машинного времени затрачивается на основную работу, а 40 — на различные простои. Две трети простоев вызваны техническими неисправностями, которые зависят, в основном, от низкого качества ремонта. Институтами Сибирского отделения ВАСХНИЛ разработана новая организация технического обслуживания машинно-тракторного парка. В основе ее лежит принцип разделения и специализации труда. При специализированном обслуживании машинно-тракторного парка время технических уходов сокращается наполовину, очень заметно повышается эксплуатационная надежность машин, на 20 процентов снижаются затраты на ремонт. Эта система обслуживания сейчас внедряется в практику. Как бы мы ни совершенствовали технику, она не даст всего, что может дать, если не будут совершенствоваться и люди, в чьи руки она попадает. Речь идет о повышении квалификации сельских механизаторов. Как известно, они теперь, подобно шоферам, сдают экзамен на классность. Так вот установлено, что четыре механизатора первого класса дают выработку за пятерых, не имеющих такой квалификации. За последние годы уровень подготовки механизаторских кадров в колхозах и совхозах значительно вырос. В 1972 году специалисты 1 и II классов в хозяйствах Алтайского края составляли почти шестьдесят процентов к численности всех механизаторов, в Курганской области — 55 процентов, в Иркутской — 39. Во многих областях Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов уже сейчас 80—90 процентов тракторного и комбайнового парка обслуживается звеньями мастеров-наладчиков. Это на сегодня самый прогрессивный метод. Есть возможность до конца текущей пятилетки перевести на специализированное техническое обслуживание весь машинно-тракторный парк. В докладе на июльском (1970 г.) Пленуме ЦК КПСС Л . И. Брежнев говорил: «Механизатор это центральная фигура на селе, мы должны окружать эти кадры вниманием, не жалеть усилий на закрепление их в колхозах и совхозах. Без этого трудно будет решить задачу дальнейшего подъема сельскохозяйственного производства». Если исходить из расчета, что на один пахотный трактор нужно иметь двух механизаторов и на один пропашной — одного, то недостаток этих кадров в восточных районах Российской Федерации будет исчисляться десятками тысяч человек. Специальным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров С ССР механизаторам повышены тарифные ставки, улучшено пенсионное обеспечение, увеличены надбавки за стаж, продолжительность оплачиваемых отпусков и т. д. Таким образом, создана прочная основа роста механизаторских рядов. Эта профессия начинает все больше привлекать молодежь. Думается, к формуле «Сибирь без машин не освоишь» надо добавить: «И без людей, в совершенстве освоивших технику,— тоже». «Каким он будет?» Первый академгородок — гордость не только сибирская, но и всесоюзная. Его высоко оценивали крупнейшие ученые всех стран, президенты и коронованные особы, друзья и недрузья. Каким будет городок ВАСХНИЛ? Копия первого?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2