Сибирские огни, 1973, №6

то к концу семилетки на первое место вышло машиностроение. Несомненно заинтересует читателя весьма полемичная по своему содержанию IV глава — «Изменение численности и состава рабочего класса». В целом исследование И. Комогорцева, написанное на базе ценного, разнообразного и тщательно отобранного документального материала, представляет собой заметное явление в сибирской историографии. Ю . К У Р С К О В В. Л ебединский, П. М ельников. З в е зд а З а ­ полярья. М ., П роф и здат, 1971. В. Н. Лебединский, механик по профессии, несколько десятков лет работал на Норильском горно-металлургическом комбинате. А в свободное время собирал материалы по истории Норильска, по географии, этнографии, флоре и фауне Таймыра. Записывал _воспоминания основателей комбината, накапливал документы, фотографии, литературу. Один из краеведов, он много лет оформлял собранные материалы в книгу. И вот она вышла — в соавторстве с П. Мельниковым. В ней названо много имен — и уже не раз упоминавшихся в литературе о «чуде Таймыра», и таких, о которых еще не писалось. Про некоторых людей (например, про одного из основателей Норильска — А. Е. Воронцова, геолога П. М. Шумилова, организатора снегоборьбы М. Г. Потапова, первого начальника Норильскстроя В. 3. Матвеева, инженера А. Е. Шаройко, металлурга А. С. Шереметова) сказано довольно подробно, приведено немало биографических данных. Среди персонажей книжки очень много рабочих: член ЦК КПСС А. С. Шереметов, Герой Социалистического Труда С. И. Сер- даков, Г. И. Сапрыкин, А. В. Boon, М. В. Ковалевич, И. К. Глинский, И. В. Рехлов и др. Больше половины монографии посвящено последним двум десятилетиям и сегодняшней жизни Норильска. И это хорошо. Ведь как бы ни были значительны и богаты материалом предыстория (от древной Мангазеи до Октябрьской революции), первые планомерные исследования (1919—1935 гг.), возникновение и становление комбината и города (1935—1953 гг.),— читателю хочется как можно больше знать и о нынешнем Норильске. И все-таки самый крупный недостаток книги заключается в том, что история возникновения и становления «Звезды Заполярья» излагается односторонне, без оглядки на всю ее сложность. Почему А. П. Заве- нягин, назначенный весной 1937 года заместителем наркома тяжелой промышленности СССР , через год становится начальником далекого, на краю земли, никому не известного Норильскстроя? Па какой это пост «отозвали в Москву» его предшес венника В. 3. Матвеева? Ни слова не сказ но о том, что Норильск строили представ тели всех наций Советского Союза. Весьма сложен и вопрос отбора факте особенно — имен. Тут постоянный источш споров при составлении и обсуждении в добных работ. Однако есть вещи, давно уст новленные. Теперь уже общепризнана вед щая роль доктора геолого-минералогическ! наук, профессора и землепроходца H. Н. 5 ванцева в открытии и исследовании богатс таймырских недр. И едва ли можно най удовлетворительное объяснение более 4i скромному месту, которое отвели авто| знаменитому ученому и путешественнш О другом видном человеке, внесшем вкл в изучение и развитие норильского комб ната,— докторе геолого-минералогическ наук, члене-корреспонденте Академии на С С С Р , известном революционере, коммун сте с 1904 года, члене ВЦИК H. М. Фед ровском,— авторы сочли возможным огр ничиться единственным упоминанием е фамилии в беглом перечне. Не упомяк целый ряд людей, отдавших Норильс многие годы жизни и труда: астроном и к тематик Н. А. Козырев, открывший вулт ническую деятельность на луне и свечей в атмосфере Венеры; писатели и поэ А. Н. Гарри, Давид Кугультинов, А. Н. 3 ев, Е. Я. Драбкина, С. А. Снегов, Ю. Сальников, А. Д . Аграновский, Е. И. Pi чиков. Много ошибок в изложении событий, а занных с первым периодом освоения кра него Сибирского Севера. Вот лишь важнейшие неточности и ошя !ки, допущенные только на странице четв( той: «Неутомимая энергия и оптимизм Беги ва делали чудеса. Никифор Алексеев спас от смерти экспедицию А. И. Вильки кого: снял и вывез людей с судов «Таймы; и «Вайгач», попавших в беду. Он же nos геологу H. Н. Урванцеву добраться до Н рильских гор. Бегичев, не страшась таймы ских ураганов, пустился на поиски прош ших норвежских моряков со шхуны Амун сена «Мод», добрался до Диксона и в 6i молвных льдах обнаружил останки Тесса и Кнудсена». Из «Истории открытия и освоения Севе ного морского пути» (том 2, стр. 620 и j изд. «Морской транспорт», Ленингр« 1962 г.) известно, что два судна военно-ш рографической экспедиции А. И. Вилью кого зазимовали у берегов Западного Т: мыра. Оттуда часть состава экспедиции 39 человек — по приказу из Петербурга в ехала на собаках к поисковому судну «Э липе», зимовавшему в 270 км запад* Морское министерство подрядило Н. А. гичева перевезти этих людей в Дудин« что он и сделал, использовав оленей. Неточно изложена и находка тел Тесса и Кнудсена. В третьем томе названной в ше «Истории» сказано, что тело Кнудсй

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2