Сибирские огни, 1973, №6

пробудился талант Алыинск'ого здесь, в их городе, подарившем композитору несколько дней счастливой любви. И, наверно, прав был Альгинек'ий, когда кричал, что нет у Наташи ни одного греха. В повести К. Воробьева, в романе Н. Д авыдовой все время преследует ощущение, что любовь — грех, вина, проступок. С. Георгиевская написала о величии любви, и, наверно, поэтому именно ее повесть ратует за целомудрие, за верность и преданность, за счастье семейной жизни. Встретив Наташу, Альгинский приобрел безмерно много. Он сам признается, что раньше «понятия не имел, что это за своеобразное счастье — что-нибудь отдавать другому». А без этого понятия разве возможно подлинное творчество? Беда Альгин- ского, причина всех его страданий именно в том, что он до встречи с Наташей не знал любви. В семье у него был привычный покой, не озаренный и не согретый истинным чувством. А если это чувство приходит слишком поздно, может, естественно, возникнуть ситуация безвыходная, трагическая. Но, конечно, безвыходность — скорее, исключение, чем правило, ибо наши правовые и моральные нормы сохраняют для человека и возможность любви, и надежду на счастье. Отлично написал об этом Евгений Носов в поэтическом рассказе «Шумит луговая овсяница»1. Для героев Носова тайная любовь почти невозможна. Они живут не в большом городе, а в деревне, где все на виду. Особенно — если он председатель колхоза, о семейной жизни которого принято зубоскалить. А она— «молодая вдовая баба», за которой приглядывают и следят с такой тщательностью, что «ни пойти ей, ни прилечь без хитрого прищура со стороны». Да и сынок, Витюнька, всегда рядом. Но сколько бы препятствий ни громоздила жизнь, Павел Чепурин и Анфиска ищут друг друга. Е. Носов рассказывает всего об одной их встрече, об одной-единственной ночи, которую вместе провели они в сенокосную пору. Но как много узнает читатель о сложной душевной жизни обоих, о красоте и силе их чувства!.. Одиноко посиживая на своей делянке, отдыхая перед тем, как взяться за косу, Анфиска печалилась. «Ей стало почему-то грустно, что прошли покосы. Жаль было хорошей поры, которую она любила сызмальства. Чем больше взрослела, тем нетерпеливее бежала в луга, полнясь смутным и радостным ожиданием чего-то. Но все обернулось обычной вдовьей работой, липучим и грубым вниманием мужчин, замкнутым одиночеством, о котором она никому не смела и не могла сказать». И только когда, «подчиняясь затягивающему азарту работы», Анфиска забыла о 1 Е. Н о с о в Красное вино победы. М„ «Советская Россия». 1971. своем одиночестве и даже захотела оказать, ся среди людей, словно подслушав ее жела ние, прикатил на мотоцикле Павел Чепурин Как ни отказывалась Анфиска от его почо щи, он взял косу и, энергично работая, яви нулся ей навстречу. А когда «между ними осталась тонкая, на два-три взмаха, стенк из высоких, пронизанных светом стеблей Анфиска остановилась», а затем «страшас не его, Чепурина, а самое себя, своего н пряженного, обессиливающего оцепенения она, ни разу не взглянув на него, не подни мая головы, повернулась и пошла, почти п бежала к берегу». Так, неторопливо проникая в самые пота енные душевные движения, Е. Носов буд рисовать эту ночь, когда двое любяших дру друга людей, преодолевая и гнет внешни обстоятельств, и собственную щепетиль ность, придут под конец к празднику дву сердец. Этот праздник начинался совместны трудом, азартом косьбы, когда никто не х тел признаться, что устал. И продолжала в объятиях, когда она, «потная, горячая, видящая ничего, с гулким стуком в висках, затихла в крепком захвате его рук, прова лившись в какое-то обжигающее небытие» И сохранялся на всем протяжении этой но чи, когда они просто и откровенно говорил« о самых заветных мыслях и самых важны! событиях своей жизни. С поразительной искренностью признаете» Анфиска, что соскучилась она без гнезда, чхо будь ее воля — никуда бы от него н полетела. Огромной болью и силой звучит ее признание, что сознает она невозмож ность своей мечты: «Мой ты сейчас, и все... Пусть до света... Пусть одна трава толькс постелью». Потрясенный ее правдивостью, рассказы вает Павел и о неладах в своей семейной жиз-ни, и об искренней тяге к Анфиске, и горьком сознании: «Вот узнает начальство, что я тут с тобой на бережку... Персональ ное дело за-ведут». Не желая стать причиной бедствий люби мого человека, Анфиска решительно отказы вается уехать с ним вместе на его мотоцик ле. Отправив с Павлом сына, она сама вплавь перебирается на тот берег. «И она поплыла, полнясь тихой нежностью и на деждой». Так многозначительно звучит финальна# фраза. Познакомившись с Павлом, мы со чувствуем и нежности, и надеждам Анфис- ки. Скорее всего, эти надежды сбудутся, потому что Павел Чепурин привык жить правдиво и ответственно. Таким был н фронте, таким остался и взвалив на сво« плечи тяжелое, разоренное войной хозяйст во. И только один раз ошибся— когда же нился на чужой, городской, легкомысленной женщине. И вот теперь мучается от созна ния того, что вместо семьи — «застарелая болезнь». Наверно, хватит у него сил выздороветь и, несмотря на «персональное дело»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2