Сибирские огни, 1973, №6

Критика и библиография Л. Финк ИГРА В ПРЯТКИ Иногда возникают удивительные ассоциации. Читаешь современную повесть о любви и обнаруживаешь, что герой говорит своей возлюбленной: «Между прочим, тебе известно, что настоящая фамилия Коперника — Покорник?» И следом комментарий: «Это очень заманчиво — спокойно, удобно и безответственно — быть у кого-то покорником». А в памяти всплывают знаменитые строки Маяковского: Любить — это с простынь, бессонницей, рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его. а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником. Эти стихи написаны в 1929 году. Коперник превратился в Поморника через сорок лет. Так рассуждает Антон Кержун, главное действующее лицо повести К- Воробьева «Вот пришел Великан». Кержун-литера- тор, человек эрудированный. Маяковского читавший. Вот и думаешь: когда-то упоминание о Копернике должно было раскрыть астрономические масштабы и гигантскую мощь человеческих страстей. Сегодня к этому имени обращаются, чтобы поиронизировать над слабостью, беспомощностью, незначительностью любовных переживаний. Что же это — продуманная символика или многозначительная случайность? А память подсказывает новые ассоциации. Лет пятнадцать назад много и настойчиво писалось о праве на развод. Шли напряженные споры о поэме П. Севака «Нелегкий разговор», о пьесе С. Алешина «Одна». Пожалуй, именно в этой пьесе были наиболее ясно сконцентрированы настроения времени. Талантливый советский инженер Платонов, принципиальный, честный, не способный ради своего благополучия ничем погрешить на службе, полюбил такого же высоко принципиального, честного и преданного делу инженера Нефедову... Но у Платонова есть жена, с которой он прожил семнадцать лет, есть дочь — старшеклассница... У Нефедовой есть муж, любящий ее сильно и преданно. Что же делать нашим влюбленным? Их путь к счастью лежит по «трупам» чужих надежд, чужого благополучия. «Не все, что приходит, надо впускать», — поучает Платонова отец Нефедовой, мудрый, добрый и тонко чувствующий старец. Но Платонов бессилен восстановить покой и счастье в семье, так же как Нефедова не способна вслушиваться ни в справедливые укоры отца, ни в немые страдания мужа. И они начинают новую жизнь, единственно возможную для них обоих, хотя тяжелую и мучительную, так как до чуткого уха Платонова не могут не дойти суровые слова его дочери, что «этот человек» для нее «умер». И все-таки Платонов должен был уйти, потому что брак без любви для него невозможен, невыносим. Он не способен ни на какой компромисс в своей лаборатория, он не способен и на компромисс в личной жизни. Для произведений, написанных, как тогда говорилось, «в защиту любви», были серьезные основания. Общественное мнение решительно высказывалось против некоторых устаревших норм семейного права, против чрезмерной регламентации самой интимной и по природе своей глубоко индивидуальной области человеческих отношений. Сегодня многое изменилось в семейном праве, а доказывать нравственную допустимость развода— значит попросту ломиться в открытую дверь. И вот (ради оригинальности, что ли?) некоторые литераторы стали писать о том, как люди подавляют истинное чувство, становятся на горло собственной песне. О причинах и следствиях такого крутого поворота следует задуматься хотя бы потому, что неожиданное решение проблемы начинает привлекать истинных, серьезных художников. Своеобразно переклика

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2