Сибирские огни, 1973, №6

пни, а с рыболовецких причалов, улиц, не- ( больших деревообделочных мастерских столицы. Случай свел меня с человеком, который в буквальном смысле слова стоял у первой нефтяной скважины, что забила на Бахрейне в 1932 году. Это было время, когда жемчужный промысел зачах, и страна оказалась на грани экономической катастрофы. Гостям, приезжающим на Бахрейн в наши дни, показывают эту историческую первую скважину к югу от города Авали, которая дала новое направление в экономическом развитии архипелага. К настоящему времени на Бахрейне пробурено 256 нефтяных скважин. На эту тему мы подробно беседовали с министром промышленности Юсефом Ширави. — Наша главная цель, — говорил он, — обеспечить работой всех бахрейнцев и повысить их квалификацию. Сегодня осно­ ву экономики страны составляет нефтяная промышленность. Сейчас мы добываем более 4 миллионов тонн сырой нефти в год. Если вести добычу нефти нынешними темпами, ее запасов хватит, по мнению специалистов, еше лет на двадцать. И тем не менее, будущее не столь уж мрачно, как , может показаться на основании этого прогноза: обнаружена и уже добывается нефть на дне моря между Саудовской Аравией и Бахрейном. Немалый доход получает страна от нефтеперерабатывающего завода, который является вторым по мощности на Ближнем и Среднем Востоке, после Абаданского в Иране, и входит в десятку крупнейших предприятий подобного рода в капиталистических странах. Помимо собственной нефти завод перерабатывает «черное золото» из Саудовской Аравии, поступающее по 12-дюймовому трубопроводу. Завод приобретет еше большее значение в 1974 году, когда вступит в строй установка для отделения серы. Ее генераторы будут работать на природном газе, добываемом в зоне Хуфф, где его запасы очень велики. Таким образом, перспективы получения доходов от нефти достаточно благоприятны. Собственно говоря, эти поступления составляют основную часть в государственном бюджете Бахрейна. Национальный доход на душу населения островов сейчас достигает 450 долларов в год — цифра достаточно значительная для развивающейся страны. А если заглянуть в будущее — дальше, чем на 20 лет, которые могут исчерпать нефтяные запасы? Если не надеяться на возможность открытия новых нефтяных разработок? На что же ориентироваться в этом случае? Эти вопросы я задавал многим моим собеседникам. — Власти давно уже понимают необходимость изыскания новых источников получения средств в казну,— говорил министр промышленности и развития Юсеф Ширави. — Конечно, мы учитываем местные ус­ ловия и видим их прежде всего в создании обрабатывающей промышленности, а потом в обшей индустриализации государства. Мы также делаем большую ставку на дешевый природный газ. Некоторые экономисты предлагали построить на Бахрейне предприятие по сжижению газа и продавать его продукцию на дальневосточных и европейских рынках. Идеей заинтересовались поначалу японские промышленники. Но впоследствии им удалось договориться о закупках сжиженного газа на Борнео, и в этом отношении они потеряли интерес к Бахрейну. В настоящее время бахрейнское правительство берет курс на использование природного газа внутри страны. Помимо этого, на Бахрейне обосновался круг транспортных предприятий, обслуживающих весь этот обширный район. Здесь, например, обосновалась Бахрейнская судоремонтная компания, которая имеет в своем распоряжении самые крупные судоремонтные мощности между Роттердамом и Гонконгом. Организация арабских стран — экспортеров нефти приняла в феврале 1972 года решение построить на Бахрейне сухой док для ремонта супертанкеров. Для самого Бахрейна это будет означать 1500 рабочих мест и приобретение рабочими новых специальностей. Предполагается, что к 1975 году в Персидский залив ежегодно будет заходить до трех тысяч танкеров. Специалисты утверждают, что даже в том случае, если только два процента этого числа станут ежегодно посещать бахрейнский док, это обеспечит ему достаточную занятость и оправдает затраты. Географическое положение и существование глубоководной бухты на побережье этого островного государства, а также известная экономическая стабильность послужили главными причинами решения разместить сухой док именно здесь. Индустриализация Бахрейна находится лишь в самой зачаточной стадии. На архипелаге имеются некоторые предприятия фабрично-заводского типа: заводики безалкогольных напитков, фабрика по производству сухого молока, предприятия по производству асбестовых труб, кровли, цементных плит, изделий из пластмасс, мелкие химические и фармацевтические лаборатории. Получило некоторое развитие и кустарно-ремесленное производство. Мне приходилось видеть в городах и деревнях целые ряды лавочек-мастерских, организованных по цеховому принципу. Одни специализируются на производстве глиняных кувшинов, кальянов, мисок, горшков, тарелок, другие производят кожаные изделия — седла, сбрую, бурдюки для воды. Есть улицы, которые находятся во власти жестяншиков. Эго особенно почетная профессия. Из оиинкованного железа они делают чаны ра<иых размеров для сбора и хранения воды В бахрейнских условиях, где отсутст

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2