Сибирские огни, 1973, №6

ного там нет. Во всяком случае, это не тот край света, где суша соединя­ ется с небом и откуда, просунув голову в щель, можно заглянуть за пре­ делы земли- Просто там красивый берег, скалы торчат из моря довольно живописно, и вообще, за этим мысом начинается сплошной океан —до самой Америки. Но сходить туда, конечно, надо — поставить крыжик. На Шикотане «Край света» такое же обязательное для посещения место, как, допустим, Эрмитаж в Ленинграде или Третьяковка в Москве. Паганеля и дядю Колю очень забавляло, что мы идем на мыс с та­ ким оригинальным названием. Настроение у них сделалось игривым, они все хотели остановить какую-нибудь девушку и предложить ей отпра­ виться с ними на край света. Они даже начали, перешептываясь и хихи­ кая, приглядываться к встречным женщинам, но папа охладил их. Воз­ можно, сказал он, не одни вы такие остроумные — и эта шутка всем здесь уже надоела. Утро было солнечным, теплым, и дорога на «Край света» оказалась «потрясающе», как сказал Паганель, красивой. Она петляла между ле­ систых сопок, то и дело нам приходилось перебредать светлые речушки, в которых — по словам Пети — водились хариусы, и дядя Коля всякий раз вздыхал: «Эх, посидеть бы здесь с удочкой!». Немного портил всем настроение Паганель с фотоаппаратом (он взял его напрокат у своих знакомых с цунами-станции). Когда в руках у Паганеля оказывается фотоаппарат, все окружаю­ щие как-то съеживаются, умолкают и стараются не встречаться с ним глазами. Но это их все равно не спасает. Первое время Паганель, громко восторгаясь и приглашая восторгать­ ся остальных, снимает виды — и тут можно еще отделаться поддакива­ нием. Однако наступает момент, когда он говорит: — Этому пейзажу явно не хватает человеческой фигуры,— и при­ держивает за рукав кого-нибудь из нас.— Будь любезен, постой немнож­ ко вот здесь. Поймав жертву, Паганель начинает долго прицеливаться. Он забе­ гает справа, слева, приседает и даже ложится. Потом говорит: — Все очень хорошо, но ты не в рамке- Сдвинься, пожалуйста, чуть- чуть вправо. — А почему бы тебе не установить рамку,— возражает снимаемый (чаще других им оказывается дядя Коля).— Неужели это так трудно? — Совсем не трудно,— сознается Паганель,— но тогда из кадра уйдет вон та сопочка, а мне бы очень хотелось ее сохранить. Снимаемый покорно сдвигается вправо. — Стой! — кричит Паганель,— Прекрасно! Изумительно! Это будет потрясающий кадр!.. Только отшагни назад — ты не в фокусе. Загнав человека в рамку и фокус, Паганель говорит: — Теперь, пожалуйста, заметь это место. Ну, выдолби там ямочку пяткой. И подойди сюда. Какая-то незнакомая система — я не пойму, как здесь ставить выдержку и на что нажимать. Натурщик замечает место, подходит к Паганелю, устанавливает вы­ держку, отыскивает то, на что полагается нажимать, и нечаянно спуска­ ет затвор. Толкаясь и вырывая друг у друга фотоаппарат, они пытаются перекрутить пленку —ив результате теряют место, на котором стоял сам Паганель. И хотя ямочка, выдолбленная пяткой, сохранилась — все при­ ходится начинать сначала. На перевале, откуда виден стал уже далекий краесветский берег в белой пене прибоя, Паганель предложил сделать остановку и минут

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2