Сибирские огни, 1973, №6
ему не попадается, о чем он и сообщает нам всякий раз с большой рас терянностью. — Нет рыбы,— говорит папа, обводя нас тревожным взглядом, Совершенно нет. Просто удивительно. — И скоро совсем не будет,— успокаивает его Паганель. Рыбные запасы, говорит Паганель, основательно подорваны — эт общеизвестный факт. Подумать только, еще лет пять назад он покупал в магазине свежую стерлядь. По четыре пятьдесят за килограмм. Теперь Паганель готов отдать за килограмм двадцать четыре пятьдесят — н кому отдавать? Рыбы нет даже в Одессе. Завалящего бычка не найдешь. Один хек серебристый. Это в Одессе — скумбрийной, ставридной и ке фальной! «Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил...» А те перь что он туда приводит? Шаланды, полные свежемороженого хека? Если Паганель знает за одесскую рыбу, то дяде Коле известно все про обскую. Раньше в Оби было очень много рыбы. Она там, можно ска зать, кишмя кишела. Дядя Коля сам, когда еще был студентом, ловил стерлядь на том месте, где теперь построена Обская ГЭС. Он брал обык новенную бельевую веревку, привязывал к ней ржавый крючок, цеплял червяка и забрасывал эту пустяковую снасть в воду. Стерлядь хвата лась, как сумасшедшая. А недавно вот дядя Коля, по своим журналист ским делам, плавал по Оби. Он проплыл почти три тысячи километров, от Новосибирского водохранилища до Карского моря, но рыбы так и не обнаружил. Только один раз шкипер самоходки угостил его кусочком полусырого язя, да еще в городе Нижневартовске дядя Коля встретил как-то человека, несшего на прутике двух чебаков. Правда, был еще тре тий случай —в самых низовьях, почти в Обской губе. Однажды прямо к сидевшему на бережку дяде Коле выплыл из камышей катер без опоз навательных знаков, весь увешанный по надстройкам осетрами. Но ког да дядя Коля спросил у небритых мужчин, управляющих катером, где они взяли рыбу, те грубо ответили: «А тебе какое дело, крыса!»— и уп лыли обратно в камыши. — Апше, я очень опасаюсь, что уже ближайшие наши потомки бу дут всерьез полагать, будто рыбу добывают из рыбных консервов,— под водит итог Паганель. Пана после таких собеседований обычно говорит: — Пойду все же попробую еще. Только бы мне ее встретить — уж я не промахнусь. И он опять ныряет в море — на этот раз до ужина. В промежутках между ныряниями папа воспитывает меня: за то, что я карабкаюсь к лагерю по скалам, обдирая колени; за то, что плетусь как черепаха в обход, когда могла бы пулей взлететь по ска лам; за то, что не хочу идти в воду; за то, что отказываюсь вылезать из воды; за то, что сижу сложа руки, как барыня; за то, что суюсь не в свое дело... Методов воспитания у папы несколько. Чаще других он употребля ет показательный, или — как я его про себя называю — метод вопросов и ответов. Малыш, а что сейчас на моем месте сделала бы мама? — спра шивает он. Отвечать нужно так: — Мама взяла бы ремень. — Заведомо,—кивает папа,— А я что делаю? — А ты ограничиваешься замечанием. Вот именно,— соглашается папа-— А ты что должна делать?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2