Сибирские огни, 1973, №5
ность и созидательную мощь человеческого разума, наконец, в высшее проявление че ловеческой сути на земле — сохранение Жизни: пусть цветы лежат на броне, пусть никогда больше мир не услышит зловещего скрежета танковых гусениц, пусть не пла чут жены и матери над белыми бумажками похоронок, ибо есть то лучшее, то радост ное, чем может владеть человек: творить Красоту! Прочтите такие стихи, как «Ва сильевна», «О травах», «У колхозного ларь ка», «В библиотеке Маркара» и другие, и вас непременно охватит щемящее чувство Родины, неодолимое желание быть ей по лезным каждый день, в каждый миг своей жизни, трудом умножать богатство и кра соту родной земли, жить так, как живет, скажем, один из героев И. Краснова — горняк: Идет горняк в поход воскресный — Послушать птичий хор в лесу Й жадно со скалы отвесной Вобрать в себя земли красу... Все запахи лесных ущелий И красок радостный прибой Горняк, шагая в подземелье. Как хлеб и соль, возьмет с собой. Спустись к нему. Пройдись по штреку. Врубись в гремучие пласты — И ты поймешь, как Человеку Нужны запасы красоты. («Идет горняк») Человек — вот главный герой стихов И. Краснова, ибо человек есть центр Все ленной, есть лучшее создание Природы: к нему и от него тянутся нити наших пред ставлений о действительном мире, да ведь он и сам велик, как мир. В нем все: и труд и радость, и войны и трагедии, и радости и печали, свершение и неудачи, и любовь,— конечно, любовь, без которой немыслим был бы ни мир, ни человек, живущий в этом мире. И если он, человек, главный герой, то гармония — его' главное качество. В этом убеждает нас вся книга Ивана Краснова, это наиболее полно показано в последнем разделе, названном автором сдержанно и нежно, — «Ты оружья в ру ках не носила...» Лирика И. Краснова не несет на себе пе чать отвлеченного философствования или, что еще хуже, этакой вселенской любве обильности. Героиня его любовной лирики под стать лирическому герою поэта, чело веку нелегкой солдатской судьбы, зорко несущему свою службу по охране безопас ности Родины. В ней — обаяния и женст венности ■ столько же, сколько понимания и сдержанности,— проще говоря,^ она на стоящая боевая подруга, о которой лириче ский герой может с полным основанием сказать: Все, что ляжет на плечи, мы сдюжим. Неспроста же про нас говорят, Что вдвоем на действительной служим. Что и ты при солдате — солдат. Хорошую книгу написал И., Краснов, но мы были бы только наполовину правы, если бы, отметив ее достоинства, не указали автору и на ряд существенных недостатков Прежде всего, это излишняя прямолиней ность, излишняя правильность, что ли, ли рического героя, — кажется, что ему чуж ды какие бы то ни было сомнения, ответы на все житейские трудности у него найде ны. Такая замкнутость кругозора, узость жизнеощущения сказывается и на подчерк нуто односторонней тематической основе книги. Все настолько сконцентрировано в одном образе, что этот образ кажется единственно существующим, а ведь поло жительный герой это совсем не то, что иде альный... Другой недостаток относится к чисто по этическим особенностям книги. Здесь, как говорится, тоже еще не все в порядке у И. Краснова. Лаконичная и в общих сво их чертах избегающая цветистости, поэтика Ивана Краснова не чурается, однако, эпи тетов, метафор, без которых любые стихи выглядели бы просто бледно. Но палитра автора книги, кажется, еще очень далека от того максимума, при котором ее следо вало бы искусственно ограничивать. Отсю да печальные огрехи: в двух рядом стоя щих стихах — «Высота» и «Через овраги и увалы...» — можно прочесть в одном про то, как сержант, угощая солдат махоркой, «шутит, с и н е й стуже вопреки», в дру гом, что нужно «силы запасти для боя, з е л е н о й стуже вопреки»... Еще в одном стихотворении та же стужа «кровью раз ливается»... Встречаются и просто штампы: рожь колосистая, дождя серебряные пру тья, соловьи «дробят серебро»... Иной раз проскакивают сомнительные изыски, вро де: Я целую черные сабли Своенравных твоих бровей... — причем в начале этого стихотворения эти же брови нависали, как «летучий казачий клинок»... А в стихотворении «Последняя просьба» заключительные строки — «Не верьте, что легко солдату, когда он песню запоет», — не могут не напомнить всем знакомое, окуджавское: «Не верьте пехоте, когда она бравые песни поет...» И, нако нец, соловьиного пения столько разлилось по страницам книги, что, кажется, все кур ские соловьи слетелись на помощь Ивану Краснову. Я не против соловьев, но, как го ворили древние, во всем нужно знать меру... Указывая, таким образом, на недостатки новой книги Ивана Краснова «Цветы на броне», я вовсе не умаляю ее общего поло жительного свойства, несущего пафос сози дания нового мира, пафос утверждения характера цельного и гармоничного совет ского человека. Преданность этой идее поэт навсегда оставляет за собой: Солдат Прощается с друзьями Без слов. Но слышат их сердца,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2