Сибирские огни, 1973, №5
кое неравенство» (стр. 95). Следовательно, публицист не мог питать никаких иллюзий относительно того, что этот вопрос может быть как-то решен царским правительст вом. В то же время Н. Емельянов говорит, что Елисеев «часто апеллировал к прави тельству», так как считал, что только «крепкая», независимая «от плутократии го сударственная власть» может остановить «победное опустошительное шествие капи тала» и решить «главную задачу време ни — поставить на ноги мужика, уберечь его от разорения...» (стр. 94). В качестве примера исследователь приводит цитату из статьи Елисеева «Плутократия и ее осно вы», где говорилось: «Тем непростительнее будет нашим государственным акушерам, если они не сумеют нарождающееся рус ское общество предохранить от ложного пу ти- капиталистической . продукции и поло жат в стр не начало тем бедствиям, кото рые раздирают теперь Европу, т. е. господ ству капитала, захвату власти имуществен ными классами, классной борьбе» («Отече ственные записки», 1872, № 2, отд. II, стр. 223). Конечно же, говоря о «государственных акушерах», Елисеев имел в виду самодер жавное правительство (и в этом Н. Емель янов прав). Но в указанном отрывке вряд ли можно усмотреть «апелляцию». Это, скорее, предостережение, которое (и в этом публицист нисколько не сомневался) пра вительство оставит без всякого внимания. Недаром же в одной из своих заметок Ели сеев писал: «Многие факты заставили нас думать, что то, что пишется в прессе, боль шею частию оставляется властью без вся кого внимания, даже без прочтения» («Оте чественные записки», 1880, № 10, отд. II, стр. 240). Обращение к правительству в статье «Плутократия и ее основы» (и в этом нель зя не согласиться с В. Р. Лейкиной-Свир- ской1) было не чем иным, как одним из при меров публицистики Елисеева, цель кото рого заключалась в том, чтобы обратить внимание общества на один из актуаль нейших вопросов общественно-политическо го развития России и заставить его искать выход из создавшегося положения. Не могут не вызвать возражения и неко торые другие положения книги Н. Емелья нова. Так, например, по мнению исследова теля, Елисеев, «протестуя против беззас тенчивой эксплуатации капиталистами прес сы мыслящего пролетариата», призывая журналистов к объединению и «стачке», предлагает программу реорганизации прес сы, в которой «сказались наивность, ил люзорность представлений о единстве ин- ' См. В. Р. Л е й к и н а-С в и и с к а я. «Публицистика Г. 3. Елисеева в «Отечест венных записках» в кн.: «Вопросы историо графии и источниковедения», сб. IV. Ка зань, 1969. стр. 76. тересов творческих сил либерально-буржу азной журналистики, якобы способных при дать капиталистическому изданию то или иное направление» (стр. 90). Но, предлагая свою программу реоргани зации прессы для борьбы с засилием капи тала, Елисеев вовсе не имел в виду только либеральную журналистику. Он говорит во обще о журналистике, подразделяя ее на «радикальную», «либеральную» и «консер вативную» («Отечественные записки», 1875, № 7, отд. II, стр. 159). А если применить эту программу к радикальной прессе, то в ней не было ничего ни «наивного», ни «ил люзорного», ни «утопического». Смысл этой программы заключался в том, что «выдаю щиеся литературные силы в журналистике должны соединиться в одну тесную ассо циацию или артель и принять на себя обя занность: 1) регулировать, до известной степени, материальные отношения между ра бочими силами в журналистике и издате лями; 2) регулировать моральную сторону журнального дела, наконец, 3) для защиты слабых позаботиться вообще о том, чтобы привести в ясность отношения между из дателями и сотрудниками, заменив, по воз можности, нынешнюю патриархальную пос тановку журнального дела юридическою» (там же, стр. 157). О том, что подобная программа была совсем не’ «утопической», говорят, напри мер, такие факты. В начале 1863 года Ели сеев был более трех месяцев фактическим редактором газеты «Очерки», С помощью своих единомышленников он сумел превра тить ее в орган революционной демокра тии, хотя издателем и официальным редак тором газеты был, такой весьма далекий от передовых кругов русского общества, лите ратор А. Н. Очкин. Другой пример. Издателем журнала «Отечественные записки» был А. А. Краев- ский, умеренно-либеральные взгляды кото рого общеизвестны. Тем не менее, журнал выходил под редакцией Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и Г. 3. Елисе ева, которые и определяли его идеологиче ское лицо. Мало того, они сумели прив лечь к сотрудничеству в «Отечественных записках» многих замечательных деятелей русской литературы и журналистики. Мы далеки от мысли, что у Елисеева не было противоречий и ошибочных сужде ний. Они были, но не там, где их порой ви дит Н. Емельянов. Противоречия во взгля дах редактора и публициста «Отечествен ных записок» были связаны, прежде всего, с противоречиями всей народнической идео логии. И об этом, кстати, исследователь доеольно подробно говорит в своей книге. Противоречия эти настолько существенны, что нет никакой нужды отыскивать еще и новые, которых на самом деле и не было. К тому же эпитеты «либеральный», «апо логетический» и т. п., которыми сопровож дает Н. Емельянов характеристику отдель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2