Сибирские огни, 1973, №5
ния русского народа от гнета самодержа вия и своей самоотверженной работой во имя процветания отечественной литературы. Книга Н. Емельянова открывается крат ким обзором критической литературы, пос вященной Елисееву. Автор монографии об стоятельно прослеживает основные этапы изучения литературного наследия и общест венно-политических взглядов публициста. Может быть, следовало только отметить, что «систематическое разыскание материа лов и научное изучение литературного нас ледия Елисеева» началось не в 20-е и 30-е годы, как говорит Н. Емельянов, а немно го раньше. Ведь еще в 1916 году В. Е. Ев- геньев-Максимов опубликовал несколько статей, в которых не только отметил «вы дающуюся роль Елисеева в истории рус ской общественности», но и ввел в научный обиход целый ряд архивных документов, неопубликованные1письма и воспоминания, связанные с деятельностью публициста. Вопрос о сотрудничестве Елисеева в са тирическом журнале «Искра»: 1освещён в научной литературе довольно подробно. О'д,- нако большинство исследователей анали зируют обычно содержание материалов, на писанных публицистом, и лишь в самых общих чертах говорят о его мастерстве са тирика. Н. Емельянов в известной степени восполняет этот пробел. Он говорит не только о той важной роли, которую Елисе: ев сыграл в определении политического ли ца «Искры», не только о тех вопросах и проблемах, которые он ставил и решал в своих многочисленных статьях, заметках, корреспонденциях и т. п., но и стремится показать своеобразие сатирических приемов, используемых публицистом. Обстоятельно и глубоко проанализирова на в книге Н. Емельянова деятельность Елисеева в роли внутреннего обозревателя журнала «Современник». Характеризуя со держание «Внутренних обозрений» Елисе ева, автор книги выделяет ведущие вопро сы, на которых сосредоточивал свое внима ние публицист (положение «освобожден ных» крестьян, настоящее и будущее кре стьянской общины и мирского самоуправ ления, пути демократических преобразова ний России). Но главная цель, которую ставит перед собой исследователь,— пока зать новаторскую сущность «Внутренних обозрений» Елисеева, их отличие от обоз рений, печатавшихся на страницах журна лов либерального и реакционно-охрани тельного лагеря. К сожалению, Н. Емельянов почти ниче го не сказал о тех изменениях, которые претерпели «Внутренние обозрения» Елисе ева в 1863—1865 гг. Между тем они во многом отличались от первых его обозре ний как по форме, так и по содержанию. Объяснялось это, прежде всего, изменения ми политической обстановки, происшедши ми в стране после ареста Н. Г. Чернышев ского и других деятелей революционной де мократии и после того, как были закрыты на восемь месяцев журналы «Современник» и «Русское слово». Наступление реакции потребовало от демократической публици стики новых методов борьбы, новых форм журнальной полемики. И хотя, на первый взгляд, круг проблем, освещаемых Елисе евым на страницах обновленного «Совре менника», остался прежним, однако о мно гих вопросах публицисту приходилось го ворить иначе— более сдержанно, порой прибегая к недомолвкам и иносказаниям. К тому же в этот период расширился жан ровый диапазон выступлений Елисеева. Ведь помимо «Внутренних обозрений» он пишет публицистические статьи, посвящен ные самым различным вопросам, а также циклы статей «Очерки истории русской ли тературы», «Журналистика». Без серьезно го изучения этой части литературного нас ледия Елисеева трудно проследить не толь ко эволюцию его взглядов по целому ряду вопросов, но и развитие его публицисти ческого мастерства. Центральное место в исследовании Н. Емельянова занимает раздел, посвящен ный- периоду сотрудничества Елисеева в журнале «Отечественные записки», самому важному в творческой деятельности публи циста. Автор1книги дает в целом содержа тельный анализ его публицистических ста тей, в которых Елисеев пытался научно ос мыслить и оценить сложные процессы, про исходившие в политической, социальной и экономической жизни пореформенной Рос сии. Обстоятельно характеризует исследова тель также отдел «Внутреннее обозрение», который публицист вел в 1875— 1881 гг. Не обходит молчанием Н. Емельянов и про тиворечия Елисеева, проявившиеся в оцен ке отдельных явлений русской пореформен ной действительности. Вместе с тем иссле дователю не удалось в достаточной степе ни убедительно объяснить природу противо речивости некоторых суждений публи циста. Идейные позиции Елисеева в период сот рудничества в «Отечественных записках» были в достаточной степени сложными и в каких-то моментах существенно отлича лись от его прежних взглядов. Поэтому при оценке их нельзя допускать упрощений, нельзя не учитывать общественных и цен зурных условий, с которыми не мог не счи таться публицист, когда писал свои ста тьи; нельзя, наконец, только на основании отдельных его высказываний делать далеко идущие выводы. К сожалению, такого ро да факты в книге Н. Емельянова встреча ются не один раз. Так, например, исследователь пишет, что во взглядах Елисеева на крестьянскую ре форму в период сотрудничества в «Отече ственных записках» отчетливо проявилась апологетически-либеральная оценка «целей и действий правительства и дворянства при выработке и проведении реформы» (стр. 80).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2