Сибирские огни, 1973, №5
такое попросту скучно... Стихотворение оживает в конце, на последней строфе; «перекличка» происходит там, где минув шее угадано — или понято — через настоя щее, через пережитое лично автором, его фронтовой опыт,— через саперов, отстраи вающих разрушенный фашистами город: Теперь ополченцам поплотничать любо, Чтоб ладно поставить усадьбу и дом. Чтоб снова белели сосновые срубы На Псковщине, выжженной лютым врагом. Это — уже про две войны сразу — ту и эту... И как-то миришься даже с «заезжен ным» эпитетом: «лютый враг»,— здесь он на месте, воспринимается не как баналь ность, а как во звр ащ ен и е к простоте, к ис токам: небо ведь и в самом деле синее; враг и в самом деле лют... Там, где такого «стыка» не происходит, где при встрече прошлого с настоящим не высекается поэтической искры,— там нет и переклички, а есть, в лучшем случае, кар тина,— например, старой крепости, кончаю щаяся утешительным, но, право же, не не сущим большого поэтического озарения об ращением к стенам этой крепости: Заслужили вы полную пенсию Стороженьем своим вековым. Мы любовью, заботой и песнею Вашу честную старость почтим! В таких случаях хочется спросить: ну и что? ...Я сказал поэту вещи и радостные, и горькие. Сказал — потому что люблю луч шее в нем: потому что отчетливо и нерав нодушно, не со стороны понимаю и разде ляю сердцем его нелегкую творческую судь бу, драматизм позднего поэтического де бюта... Не будем гадать, отчего он «не произо шел» вовремя. Отчего бы так ни случи лось — это драма. Свою молодость Вл. Зо тов как поэт повстречать не успел, и с этим уже ничего не поделаешь. Но... Есть у бойцов такое правило: Пока сердечный жар не стих — Стоять, где жизнь тебя поставила,— И если надо — за двоих! Прошу прощения у читателя за то, что цитирую на сей раз не стихи Вл. Зотова, а свои собственные, написанные совсем по другому поводу. Ими, как мне кажется, можно точно определить мужественный драматизм поэзии и поэтической судьбы Вл. Зотова. В стойкости его убеждений и поэтиче ских пристрастий проявляется та стойкость — человеческая и гражданская,— с кото рой Зотов и его товарищи отстаивали Ле нинград. Именно здесь возникает не толь ко перекличка времен, но и перекличка сер дец. Поэта и его читателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2