Сибирские огни, 1973, №5
ворении внутренней поэтической идеи. «Раз мах застройки небывалый народа радует сердца», «Недаром парками Победы гор ды сограждане-мои»; «И каждый день мне, как подарок, дает в грядущее маршрут» («Над планом города», 1970),— неужели эти легковесные, дежурно-бодряческие стро ки принадлежат, тому же автору, который мог так сказать про солдат, только что схоронивших убитого товарища: «Горюет каждый про себя, не облегчая горя сло вом»?! Жаль, что Вл, Зотов написал такое сти хотворение; вдвойне жаль, что оно попало в книгу. Не произошло ли это по сообра жениям внешней актуальности? Мол, война у Вас уже есть; но ведь надо же и совре менность —мирный, созидательный труд, тему Ленинграда... Тем более, Вы— архи тектор, градостроитель, Вам и карты в ру ки!.. И автор, мучаясь сам, пишет все эти н ебы валы е разм аха и гордость П арками, а редакция, довольная, ставит галочку: все в порядке, тема отражена, можно запускать в производство... Как будто «ленинградская тема» — не тема, а атмосфера! —и без то го не представлена в стихах Зотова с Ле нинградского фронта; о «фанере в окнах Эрмитажа», троллейбусе, что «вмерз, пок ренившись на ходу, у въезда к площади Дворцовой»; о «службе Солнца на склонах Пулковой гряды»; в самой образной систе ме его стихов, их строгому — под стать графически четким линиям родного города __рисунку: «Над Пулковом взошла луна и мягко осветила дали. На черни туч блес тит она чеканкой воинской медали» («Упа ла навзничь тишина», 1944). С точки зрения поэзии, стихи «Над планом города» надо было бы просто исключить или, еще лучше, — как говорят бюрократы,—даже не рас сматривать. Но, видно, тут действовали иные критерии... И все же я не взялся бы утверждать, что Вл. Зотов интересен только как поэт фронта, что он поэтически^ исчерпал себя в те годы. Нет, и во второй части книжки есть интересные, искренние, добротные сти хи. Вот теплое, задушевное «Расставание». Вот два стихотворения о космосе: «Мать» и «У соседней звезды» (оба — 1962 г.). Первое — очень приблизительно по стиху, это скорее — еще набросок. «Она с мате ринской заботой всем сердцем своим гово рит: «Мой сын на борту звездолета че тырнадцать лет как летит»,— первые две строчки лишь скороспелый — что под руку попалось, то и сгодилось,—подход ко вто рому двустишию... Повторяю, стихотворе ние не дотянуто, похоже, автор поторопил ся его записать — не написать, а именно записать пришедшее на ум, — раньше, чем мысль стала чувством, стало быть, и поэ зией. И все-таки стихотворение «берет» уже тем, что не похоже на многие появившие ся тогда дежурные оды и зарифмованные восторги. Одними из первых, если не преж де всех других,—думается, в этом сказа лись и фронтовой опыт Вл. Зотова, и ду- • шевная несуетность его поэзии, его спокой ное достоинство, спокойная, но глубоко и давно выношенная неприязнь к пляскам на вул ка н е, к облегченному обращению с ма териалом, чреватым взрывом,— Вл Зотов сказал и о драматизме освоения космо са, о том, что триумфы остаются поэтам, а для астронавтов каждый полет — это риск, самоограничение, самопожертвова ние; сказал и о цене ожидания — о драме тех, кто ждет космонавтов (и летчиков! и моряков! и рыбаков и горноспасателей!) на земле, никогда не зная, чем это ожидание кончится... Второе стихотворение этого ряда — «У соседней звезды» — хорошо и философски, и поэтически. Во сне поэт видит иную пла нету — «Достигли созвездья Центавра твои делегаты, Земля». Планета эта — «заман чивый мир новизны» — прекрасна: «Живу щих там щедрые реки поили живою водой. Там каждый рождался навеки для жизни навек молодой». Но были мы люди земные. Кипела в нас алая кровь. А Родина наша — Россия. И к ней не иссякнет любовь. Нам Родина — боль и отрада Успех без нее — не успех. Одним нам и рая не надо, Коль рая не хватит на всех. Энергичный, мускулистый стих — в столь традиционном, казалось бы, ритмическом каркасе... И многозначность заключительной строфы-формулы, выходящей далеко за пределы конкретной (пусть и очень важ ной) темы, вобравшей в себя — несомнен но — фронтовой опыт автора и — шире — опыт его— и нашей!— жизни!.. ...В стихах о русской истории, ее исто ках — они составляют еще одну заметную струю в общем «русле» поэзии Вл. Зото ва __мы не найдем таких блестящих, про сящихся быть процитированными формул- концовок. Здесь Вл. Зотов более раздум чив, если угодно — созерцателен и, пожа луй, более традиционен. Все же есть и в них свой поворот темы... В Александре Невском (одноименное стихотворение) его привлекает не момент боя с псами-рыцаря- ми, столько раз описанный, а, казалось бы (впрочем, почему «казалось»? — и в самом деле!), куда менее выигрышный для поэта эпизод возвращения после победы — мо мент п ер ех о д а от войны к м иру. И вовсе не князь Александр, что «в лучезарной кольчуге гарцует на белом, как кипень, ко не», интересен в этом стихотворении,— он-то как раз выписан очень традиционно, «вто рично» и, я бы сказал, холодно (как, впро чем, оно и всегда бывает при стилизации). «Навстречу им — витязям ратной отваги — сородичей славить идут псковичи»; «Дву перстным крестом осенясь, Ярославич хлеб- соль принимает на блюде резном»,—читать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2